Рейтинг@Mail.ru
Сюрпризы Хайлигендамма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сюрпризы Хайлигендамма

Читать ria.ru в
Дзен
Казалось, этого было трудно ожидать от встречи, где участвовали еще не очень хорошо знакомые новички - президент Франции Николя Саркози и японский премьер Синдзо Абэ, а кресло председателя впервые занимала женщина. Но канцлеру ФРГ Ангеле Меркель удалось, по общему признанию, выступить умелым модератором дискуссий и на деле осуществить задачу, о которой она сказала на своей заключительной пресс-конференции: «Мы старались не загонять кого-либо в угол и добивались компромисса». Возможно, саммит в Хайлигендамме действительно войдет когда-нибудь в справочники как саммит удачных компромиссов.

Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.

В последний день саммита «большой восьмерки» в Хайлигендамме аэростат антиглобалистов должен был поднять в небо полотнище с его, саммита, уничтожающей оценкой: «Провал!». Эта затея сама провалилась: из-за технических неполадок аэростат был вынужден поспешно приземлиться.

Инцидент воспринимается как выразительный символ заблуждений мировой прессы, которая тоже предрекала форуму в Хайлигендамме чуть ли не апокалипсис на высшем уровне, но вместо этого стала свидетелем его результативности и даже нескольких отрадных сюрпризов.

Казалось, этого было трудно ожидать от встречи, где участвовали еще не очень хорошо знакомые новички - президент Франции Николя Саркози и японский премьер Синдзо Абэ, а кресло председателя впервые занимала женщина. Но канцлеру ФРГ Ангеле Меркель удалось, по общему признанию, выступить умелым модератором дискуссий и на деле осуществить задачу, о которой она сказала на своей заключительной пресс-конференции: «Мы старались не загонять кого-либо в угол и добивались компромисса».

Возможно, саммит в Хайлигендамме действительно войдет когда-нибудь в справочники как саммит удачных компромиссов. Ими были отмечены в первую очередь решения «восьмерки» по двум главным темам - изменения климата и помощь бедным странам Африки.

Никто не ожидал, что Джордж Буш, представляющий страну - главного загрязнителя атмосферы, согласится на предложение Ангелы Меркель, чтобы «восьмерка» начала переговоры с ООН о замене этого соглашения к 2009 году новым документом. Причем содержащим еще более жесткие ограничения на выброс парниковых газов, чем Киотский протокол, который США так и не подписали.

Но Буш согласился. Правда, конкретные нормы выбросов еще не определены. Однако итоговая декларация саммита, посвященная климатическим изменениям, содержит пожелание группы европейских стран, возглавляемых той же Германией: сократить газовую эмиссию к 2050 году на 50 процентов. Сюрприз, и довольно приятный.

Конечно, явное потепление Буша к проблеме глобального потепления - это лишь отчасти заслуга его коллег по клубу G8, сумевших найти аргументы, понятные американскому президенту. Хозяин Белого дома несомненно смягчил свою позицию с оглядкой на общественное мнение внутри США, где экология намного больше сегодня в моде, чем вчера.

Еще более впечатляющий сюрприз ждал на нынешнем саммите Африку, представленную лидерами Египта, Алжира, Ганы и других нуждающихся в помощи стран. Минимум, на что они рассчитывали - это покаяние лидеров «восьмерки» в том, что обещанные ими в прошлом году в Глениглсе 50 млрд долларов так и не достигли африканского континента. Максимум - это подтверждение восполнить недостачу в ближайшее время.

На деле Африка получила в Хайлигендамме и подтверждение прошлогодней щедрости, и проявление щедрости новой, образца 2007 года. «Восьмерка» решила выделить черному континенту на борьбу с инфекционными заболеваниями - СПИДом, малярией, туберкулезом - 60 млрд долларов. Половину финансирования предоставят Соединенные Штаты, остальное - шесть западных членов клуба G8. Россия, которая по объему списанных долгов африканских  стран занимает третье место после Японии и Франции, определится со своим вкладом к сентябрю.

Надо признать, что как ни осязаема эта помощь, она вызвала возмущение у некоторых именитых борцов с бедностью в Африке. Характерен язвительный отклик Боба Гелдофа: «Это несерьезно, это был полный фарс .

Похоже, знаменитый музыкант и филантроп разделяет широко распространенное заблуждение о механизме деятельности «большой восьмерки». Ежегодные саммиты лидеров самых сильных и богатых держав - вовсе не то место, где следует ожидать ошеломляющих финансовых щедрот или быстрых развязок тугих политических узлов. Решения вроде ассигнований на борьбу с инфекционными болезнями не так уж часты и типичны. Зато на саммитах рождается нечто не менее ценное - общее направление, принципиальный курс, который служит ориентиром для мирового сообщества.

 В этом вновь убеждает пакет заявлений, принятых участниками встречи в Хайлигендамме по наиболее острым международным проблемам.

«Восьмерка» высказалась за «дальнейшие меры» против Ирана, если тот не откажется, наконец, от своей программы обогащения урана. Лидеры потребовали от Северной Кореи прекратить испытания ракет, способных нести ядерные боеголовки. Прозвучало предупреждение и в адрес Судана: или Хартум поддержит международные усилия, направленные на то, чтобы погасить конфликт в Дарфуре, или его тоже ждут карательные санкции.

К сожалению, такого единства мнений не удостоилась проблема Косова. Никакого сдвига здесь не произошло. России не удалось убедить западных партнеров по «восьмерке» в том, что кажется ей абсолютно логичным. А именно: если принцип самоопределения наций будет возведен выше принципа сохранения целостности государств, то эта норма должна действовать везде - как на постюгославском пространстве, так и на постсоветском. То есть, что позволено Косову, то должно быть доступно,  и для  стремящихся  к полной независимости, например, Южной Осетии и Абхазии. Но Западу почему-то претит такая универсальность.

Зато Хайлигендамм стал местом настоящего прорыва в конфликте вокруг американской ПРО в Европе, который отравлял в последнее время российско-американские отношения.

Когда президенты США и России уединились на саммите для двусторонних переговоров, напряжение было таким, что многие репортеры готовы были услышать выстрелы дуэльных пистолетов. Вместо этого, как выразился один дипломат, «прогремел гром среди ясного неба». Владимир Путин предложил Джорджу Бушу заменить радар в Чехии и антиракеты в Польше на совместное использование мощного радиолокационного комплекса в Габале, Азербайджан. Этот радар способен пеленговать объекты размером с футбольный мяч на всем пространстве южного полушария.

Что касается антиракет, то они могут быть установлены, по мнению Путина, или в Турции, или в Ираке - «а то зачем воевали, будет хоть какая-то польза».

Первая реакция американской стороны показала: столь серьезное предложение застигло вашингтонское руководство врасплох. Джордж Буш оценил идею как «интересную», а его советник по национальной безопасности Стивен Хэдли - и как «интересную», и даже как «позитивную». В то же время странным диссонансом прозвучало заявление Кондолизы Райс. Назвав инициативу Путина «сюрпризом», госсекретарь дала понять: с ее точки зрения этот сюрприз ничего не меняет. Предложение российского президента не повлияет на планы США разместить компоненты ПРО в Восточной Европе, уверена она.

Возможно. Но в этом случае США должны быть готовы к тому, что слишком многие люди могут утвердиться в мысли: миссия американской ПРО - вовсе не в защите Европы от иранских и северокорейских ракет. Помимо прочего радар в Азербайджане - это лакмусовая бумажка для проверки намерений Вашингтона на искренность.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала