61 год назад (1946) создана Международная организация журналистов (МОЖ)
МОЖ - старейшая и наиболее крупная международная журналистская организация в мире. Основана 8 июня 1946 года на конгрессе в Копенгагене представителями 21 страны антигитлеровской коалиции. Цели и задачи МОЖ: сохранение мира и укрепление дружбы и сотрудничества народов путем свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против пропаганды войны, фашизма, национальной и расовой дискриминации, разного рода конфликтов; охрана свободы печати и журналистов от влияния монополий и финансовых групп; защита права журналистов писать в соответствии с их совестью и убеждениями, борьба с ложью, клеветой и дезинформацией со стороны прессы; охрана прав журналистов, борьба за улучшение материальных условий их существования. Вместе с другими демократическими организациями МОЖ борется за универсальные ценности гуманизма, соблюдение норм международного права, уважение к таким институтам мирового сообщества, как ООН, за упрочение нового международного информационного порядка. МОЖ пользуется консультативным статусом в ЮНЕСКО и в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС). Высший орган МОЖ - Конгресс, созываемый раз в пять лет. В промежутках работой организации руководит Исполнительный комитет во главе с президиумом. Текущую работу выполняет Генеральный секретариат с местопребыванием в Праге. Объединяя более 420 тысяч профессионалов СМИ, действующих во многих странах мира, организация принимает в свои ряды как национальные союзы журналистов, так и индивидуальных членов. МОЖ издает ежемесячный журнал «Демократический журналист» (на четырех языках), а также информационный бюллетень, пресс-коммюнике, книги, брошюры. Организацией учреждены Международная журналистская премия и Почетная медаль имени Юлиуса Фучика, присуждаемые за прогрессивную профессиональную деятельность, способствующую сохранению мира и развитию сотрудничества и единства журналистов. По инициативе МОЖ во многих странах ежегодно 8 сентября, в день гибели Юлиуса Фучика, отмечается День международной солидарности журналистов.
197 лет назад (1810) родился Роберт Шуман, немецкий композитор и музыкальный критик, выразитель эстетики немецкого романтизма
Роберт Шуман родился в Цвиккау (Саксония). Первые уроки музыки брал у местного органиста. В десятилетнем возрасте начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в его музыкальном творчестве. В 1828 году поступил в Лейпцигский университет, в следующем году перешел в университет Гейдельберга. Шуман предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепьянных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. В 1834 году он основал одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий - «Новый музыкальный журнал», который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя - Клару Вик, выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840 года. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 год руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 году, после обострения душевной болезни, Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 года. Шуман - один из ярких представителей романтического искусства XIX века. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Большая часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепьяно, как «Симфонические этюды», «Фантазия», Концерт для фортепьяно с оркестром. Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» «Детские сцены», «Альбом для юношества». В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. Наиболее популярный из вокальных циклов- «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне, «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А.Шамиссо. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г.Гейне). Шуман - автор трех струнных квартетов, фортепьянных трио, фортепьянного квартета и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета, а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX века. Его высоко ценили Ф.Мендельсон, Г.Берлиоз, Ф.Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский, Г.А.Ларош, деятели «Могучей кучки».
170 лет назад (1837) родился Иван Николаевич Крамской, художник, критик и теоретик искусства
Иван Крамской родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 году переселился в Петербург. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А.Т.Маркова. За картину «Моисей источает воду из скалы» (1863) получил Малую золотую медаль. Стал инициатором «бунта четырнадцати» (1863) - студенческого протеста против академической рутины, итогом которой явилось образование независимой Артели художников (1865), а затем Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В своих статьях и обширной переписке (с И.Е.Репиным, В.В.Стасовым, А.С.Сувориным) отстаивал идею «тенденциозного» искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир. Наиболее реалистичны портреты Крамского; в них он добивался точности и в то же время значительности характера и деталей («Л.Н.Толстой», «Полесовщик», «П.М.Третьяков», «А.Д.Литовченко», «М.Е.Салтыков», «А.С.Суворин», «Крестьянин с уздечкой»). Тяготел к психологически-емкой сдержанности колорита. Тематические полотна Крамского, остродраматические или меланхолически-таинственные («Русалки», «Христос в пустыне», «Осмотр старого дома», «Неутешное горе» близки к поэтике символизма, равно как и некоторые из его образов, олицетворяющих «вечно женственное» начало («Лунная ночь», «Неизвестная»). Плодотворно работал как педагог в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Умер Иван Крамской в Петербурге 5 апреля 1887 года.
82 года назад (1925) родилась Барбара Буш, жена 41-го президента США Дж.Буша-старшего, мать 43-го президента США Дж.Буша-младшего
Барбара Буш (в девичестве Барбара Марвин Пирс) родилась 8 июня 1925 года в Нью-Йорке, была третьим ребенком Марвина Пирса, президента корпорации «Макколл», потомка 14-го президента США. Отправившись в 16 лет учиться в школу-интернат в Южной Каролине, Барбара познакомилась там на рождественской вечеринке с Джорджем Бушем, учившимся в академии в штате Массачусетс. Через полтора года они обвенчались, но свадьбе тогда не суждено было состояться. Началась война, и Буш стал пилотом бомбардировщика ВМС. Джордж и Барбара вступили в брак в январе 1945 года. После окончания мужем Йельского университета чета с шестью детьми на руках отправилась в Техас, где Джордж наладил успешный нефтяной бизнес, а затем с головой ушел в политику, сменив при этом массу постов и должностей. Он был конгрессменом, представителем США при ООН, председателем национального комитета республиканской партии, главой миссии США в Китае, директором ЦРУ, вице-президентом и президентом. Как обычно, в президентской кампании в Соединенных Штатах жены кандидатов - едва ли не менее важный фактор, чем политические платформы претендентов на пост президента США. Еще будучи женой вице-президента Америки, Барбара выбрала областью своих занятий распространение грамотности. Позже стала почетным председателем Фонда Барбары Буш, заботящегося о бездомных, ВИЧ-инфицированных, престарелых. В ходе предвыборной борьбы 1988 года Джордж Буш сказал как-то, что если его изберут, то один из результатов его президентства можно определить совершенно точно: Америка влюбится в Барбару Буш. Так и произошло. Она стала более популярной, чем ее муж. Когда в 1989 году вместе с мужем Барбара въезжала в Белый дом, Америка с необыкновенной теплотой встречала свою новую первую леди. Вероятно, это в немалой степени объяснялось созданным самой Барбарой имиджем «вселенской бабушки». Люди чувствовали себя спокойнее, видя ее седые волосы, теплую и дружескую манеру общения, ценили ее юмор и острый ум. Она производила впечатление естественного, непосредственного, сердечного человека, быстро завязывающего контакты с людьми. Барбара и сегодня говорит об этом с характерной для нее прямотой: «Люди любят меня потому, что знают - я справедлива, и я обожаю своего мужа и детей». Действительно, Барбара всегда оставалась опорой, главной осью семьи, обеспечивая близким домашний уют. Попав в Белый дом, первая леди стремилась к тому, чтобы в официальной резиденции 41-го президента США все было по-домашнему. Сама с удовольствием готовила и возилась на кухне, следила за порядком. В 1984 году Барбара написала книгу «Истории С.Фреда», сборник анекдотов о спаниеле, четвероногом друге Бушей, многие годы сопровождавшем их. После смерти Фреда была еще одна коричнево-белая собака - Милли, тоже спаниель. В 1990 году Барбара выпустила веселый дневник под названием «Рассказы Милли о жизни с президентской четой в Белом доме». В 1994 году вышла книга воспоминаний Барбары Буш, долгое время занимавшая первую строчку в списке лучших американских бестселлеров. В октябре 2003 года Барбара выпустила новую книгу - «Воспоминания: жизнь после Белого дома». Книга построена во многом на дневниках бывшей первой леди, которые она вела в течение восьми лет - с момента ухода ее мужа-президента из Белого дома и до момента инаугурации и въезда в Белый дом ее сына-президента.
80 лет назад (1927) родился Артур Артурович Эйзен, певец (бас), народный артист СССР
Артур Эйзен родился в Москве в семье потомственного латышского революционера. В их доме всегда звучала музыка. Слушали пластинки с записями Шаляпина, отец любил читать стихи, играл на скрипке, всей семьей пели народные песни. Сразу после окончания школы в 1944 году Артур поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина при Государственном академическом Театре имени Евг.Вахтангова. Одновременно посещал занятия по вокалу у известной в прошлом певицы Н.Поповой-Нарутович. После окончания училища в 1948 году Эйзен был принят в Театр Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения «Московские литературные чтения». Еще в студенческие годы Артур Эйзен пробовал себя как вокалист: сначала он мастерски копировал известных певцов - А.Пирогова, М.Рейзена, М.Михайлова, а затем во время первой гастрольной поездки Литературного театра по Украине на одном из концертов спел весь свой вокальный репертуар и имел большой успех. Вернувшись в Москву, вновь стал студентом - сначала музыкального училища, через год - Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, а с третьего курса - Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского. За год до ее окончания, летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило Артуру Эйзену Золотую медаль и звание лауреата. Параллельно с учебой в консерватории Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии (1949-1956). Певец исполнял и большие сольные программы в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к нему пришла широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие песни, его голос стал узнаваемым. В конце 1956 года состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле «Севильский цирюльник». В прославленном театре Артур Эйзен пел 42 года, исполнил более 40 оперных партий, среди которых - Иван Хованский («Хованщина»), Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов»), Иван Грозный («Псковитянка»), царь Салтан («Сказка о царе Салтане»), Фарлаф («Руслан и Людмила»), Галицкий («Князь Игорь»), Мельник («Русалка») и многие другие. Артур Эйзен также много работал над сольными концертными программами. Он выступал в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. Его великолепный бас потрясал критиков разных стран. После выступления в «Гранд-опера», где зрители вызывали Эйзена «на бис» 5 раз, парижские газеты писали о «рождении второго Шаляпина». В его репертуаре - оперная классика, камерная музыка, произведения современных композиторов. Эйзен много лет был профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, передавал свое мастерство молодым артистам. Несколько его учеников стали солистами Большого театра.
59 лет назад (1948) запущен советский реактор для производства оружейного плутония
В послевоенные годы преодоление монополии США на владение атомным оружием стало для СССР важнейшей государственной проблемой, решать которую пришлось в экстремально тяжелых условиях послевоенной разрухи и в предельно сжатые сроки. Было выбрано место для строительства завода по получению и выделению оружейного плутония - район озера Кыштым в южной части Урала. После войны Урал был наиболее промышленно развитым регионом СССР, район предгорий восточного склона Южного Урала изобиловал реками и озерами, воду которых можно было использовать для охлаждения реакторов. Строительство было поручено одной из самых мощных строительных организаций - Челябметаллургстрою НКВД СССР. На разработку территории было брошено огромное количество людских и материальных ресурсов. Несмотря на тяжелые условия работы, уже в августе 1946 года было начато строительство первого в Евразии промышленного атомного реактора мощностью 100 МВт - «Аннушки», а 8 июня 1948 года он был пущен в эксплуатацию. Пуском реактора руководил сам Игорь Курчатов. Первая продукция комбината - оружейный плутоний - был получен 16 апреля 1949 года, а 29 августа того же года на ядерном полигоне под Семипалатинском был осуществлен взрыв первой советской атомной бомбы. В течение последующих лет были пущены еще пять реакторов для наработки плутония. С развитием комбината строился поселок, который 17 марта 1954 года получил статус города с названием Озерск (предыдущие названия - База-10, Челябинск-40, Челябинск-65). Впоследствии комбинат перестал заниматься исключительно проблемой наработки оружейного плутония: в 1961 году было начато строительство завода по переработке радиоактивных отходов, в июне 1962 года был построен завод по производству радиоактивных изотопов, а в июле 1976 года была пущена первая очередь комплекса по переработке отработанного ядерного топлива.