Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
Монументальный памятник писателю Михаилу Шолохову (1905 - 1984 г.г.) в столице, на Гоголевском бульваре (напротив дома, где жил писатель, наезжая с Дона в Москву), пожалуй, окончательно подвел черту под биографией Шолохова и причислил его к вершинам великой русской литературы.
Еще бы, в пяти минутах ходьбы стоит во весь рост сам Гоголь!
Шолохов родился в 1905 году на Дону, в зажиточной казацкой семье, окончил четыре класса церковно-приходской школы, в гражданской войне принял сторону красных, после победы в составе продотряда выбивал хлеб из станичников, в 1922 году приехал в Москву, работал грузчиком, чернорабочим... Я специально так подробно описываю начало удивительной судьбы молодого казака, чтобы заметить рождение писателя. Вот эта точка - Шолохов входит в литературное объединение «Молодая гвардия» и начинает печатать в молодежных газетах и журнальчиках сначала фельетоны, затем небольшие рассказы: «Ревизор», «Родинка», «Нахаленок», «Пастух»... это типичные опыты созревающей души, незрелые политизированные опусы. Единственная отличительная черта - это крайняя жестокость описанного. Например, в рассказе «Бахчевник» два сына запросто убивают отца, которого станица назначила комендантом и поручила отыскивать большевиков.
Одним словом, в 1924 году юнец демонстрирует полную полярность сознания, где мир делится на хороших красных и плохих белых. Шолохову всего 19 лет. Какие могут быть вопросы. И вдруг! Через три года в 1927 году молодой казачок привозит в Москву с Дона (куда он вернулся в 1924 году) монументальный роман первую книгу (самую лучшую!) романа «Тихий Дон», которая производит в литературных кругах впечатление разорвавшейся бомбы. Гениальность мощного текста никак не вяжется с обликом донского петушка, которому 22 года. Кроме того, если всё написанное раньше сложить в одну стопку, там будет едва ли 100 страниц. А тут махина, размером с первый том «Войны и мира». А через год еще один том, потом третий! Причем время действия - Первая мировая война - описано с уверенностью знатока.
Этот феномен требовал объяснения.
Возникла версия о некой краже или находке гениальной рукописи, которая преследовала Шолохова до конца жизни. Целый ряд литературоведческих исследований пытался доказать факт плагиата и не менее авторитетный ряд доказывал авторство Шолохова. Эту историю запутала ситуация с Нобелевской премией; согласно уставу автор должен представить рукопись, на что Шолохов сообщил, что рукопись романа утеряна в годы войны и прислал набело переписанный текст романа, без единой поправки. Эта странность подлила масла в огонь. (Недавно появилось сообщение, что рукопись с многотысячными поправками, наконец, найдена у кого-то из донских друзей писателя).
На мой взгляд, будет правильно поверить в феномен юного гения.
Пусть редко, но такие взлёты случаются.
Чем не удивительней судьба Льва Толстого, который, приехав на Кавказ к брату, вольноопределяющимся в действующую армию воевать с абреками, оказавшись без денег, на скорую руку написал свою первую повесть «Детство», пленительный шедевр, золотой перл. Ему было столько же лет сколько Шолохову. А Шекспир, за плечами которого была только начальная школа в Страдфорде на Эйвоне? Список великих самоучек легко продолжить.
И все же сомнения остаются. Проявив в романе глубокое понимание никчёмности гражданской войны, осудив кровавый аппетит идеалов, озарив судьбы людей светом гуманизма, в собственной жизни писатель Шолохов так и остался бойцом продотряда и, например, выступая с трибуны ХХIII партийного съезда зачем-то вспомнил суд над диссидентами Синявским и Даниэлем и посетовал, что «попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы. Ох, не ту меру наказания получили эти оборотни!» (см. Русская литература ХХ века. М. 2003. С. 65).
Этот пафос расстрела никак не вяжется с мудростью «Тихого Дона».
Впрочем, Маяковский тоже был лют к врагам партии, а потом покончил с собой, что никак не умаляет его места в литературе.
Кроме «Тихого Дона» Шолохов написал всего лишь еще один роман и один рассказ. Ходили слухи, что он пишет роман о войне, печатались даже небольшие отрывки, но роман в свет так и не вышел; опять же по слухам, писатель сжег неудавшийся текст в печке.
На волне успеха великой книги Михаил Шолохов прожил жизнь счастливчика и любимца властей, у него был огромный дом на берегу Дона, своя прислуга, все свободное время он проводил на охоте и в пирах с партийным начальством. Писателей Шолохов недолюбливал, (они платили ему тем же) и жил в стороне от столицы. Сталин его не тронул, Хрущев и Брежнев осыпали наградами, а Солженицын написал предисловие к книге Н. Медведевой «В стремени «Тихого Дона», где автор доказывала, что великий роман представляет собой компиляцию мощного первоначального текста с неумелыми вставками другого автора.
И все же гениальность «Тихого Дона» неоспорима.
Памятник на бульваре окончательно подводит черту под сомнениями: Шолохов официально приравнен к Гоголю, Толстому, Достоевскому.
Бронзовый монумент работы скульптора А. Рукавишникова и архитектора И. Воеводина изобразил Шолохова с веслами на носу рыбацкой лодки, переплывающей Дон, в окружении плывущей конницы. Головы красных коней смотрят в одну сторону, головы белых - в другую, и только один жеребенок еще не примкнул к порыву и не знает, куда с кем ему плыть.
Что ж, памятник вполне в духе писателя, который незадолго до смерти говорил сыну, что гражданская война в России не кончилась, а наоборот набирает силу и «по настоящему загорится вновь. И не за горами то время...»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции