Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Глава Минтранса Игорь Левитин раскрыл членам Совета Федерации содержание новой федеральной целевой программы развития транспортной системы России на 2010-2015 годы. По словам министра, она впервые направлена не на латание дыр, а на строительство новых масштабных инфраструктурных объектов, добавив при этом, что «таким образом, транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу развития». Давно мы не слышали такого оптимизма в речах министра.
Доклад сенаторов воодушевил. Но, видимо, не ответил на все интересовавшие их вопросы. Их-то они и задали Левитину в конце «правительственного часа». И почти все об одном - о плачевном состоянии российских дорог.
Тема эта вечная и всегда для России острая. Еще в позапрошлом столетии Николай Гоголь писал о двух главных бедах государства российского - дураках и дорогах. Правда, на официальном сайте Минтранса авторство этой фразы оспаривается. Но, если и не вдаваться в литературоведческие дискуссии, факт остается фактом: проблема была и есть. С дорогами - уж точно. И решена будет, понятно, не в одночасье.
Причин «дорожной недостаточности» в свое время называлось немало. И дефицит камня на Русской равнине, и особенности национального менталитета, и даже некая хитроумная стратегия - чтобы ворог увяз в грязи разбитых проселков и не смог добраться до наших городов и весей. Как бы то ни было, новая Россия получила в наследство совершенно неотстроенное и, более того, разоренное дорожное хозяйство.
Сегодня российская дорожная сеть составляет 700 тыс. километров, из которых всего 50 тыс. - федеральные трассы. Плюс еще 540 тыс. километров городских улиц. Для государства с такой огромной территорией, как Россия, эти вроде бы внушительные цифры, как капля в море. Но хуже всего обстоит дело в северных и приравненных к ним регионах: притом, что они занимают 60% страны, на них приходится лишь 15,5% автодорог. Да и в европейской части плотность транспортных путей не столь уж высока, в восемь раз меньше, чем, скажем, в соседней Польше.
В результате более трети населенных пунктов России, в которых проживают 12 млн человек, фактически отрезаны от цивилизации. Стоит ли тогда удивляться, что народ бежит оттуда и только за последнее пятилетие перестали существовать 27 тыс. деревень и поселков? Или тому, что многим отдаленным регионам проще и выгоднее встраиваться в экономику сопредельных стран, нежели поддерживать кооперационные связи с российскими соседями?
Но это, так сказать, количественные показатели. Качественные - не лучше. 80% местных дорог нуждаются в капитальном ремонте, а 37% федеральных - не соответствуют нормативным требованиям. Только из-за этого экономика страны ежегодно теряет до 6% ВВП. К тому же прибавьте сюда и упущенную выгоду из-за того, что иностранные, да и многие отечественные грузоперевозчики предпочитают прокладывать транзитные маршруты в обход России.
Помню, какое неизгладимое впечатление лет двадцать назад произвела на меня новая автострада Москва-Рига. Вернее, тогда еще сравнительно небольшой отрезок пути от столичной кольцевой и другой - за латвийским Даугавпилсом. Верилось, что, наконец-то, всерьез взялись за дороги и вскоре подобные шоссе появятся по всей стране. Но, увы, не случилось: сегодня вводится в эксплуатацию вдвое меньше дорог, чем в 1990-м. К примеру, в прошлом году было построено всего 600 километров, и далеко не всегда «новорижского» качества.
По подсчетам Минтранса, для того чтобы решить дорожную проблему, нужна огромная сумма - 50 трлн рублей! Этого, считают чиновники, хватит на то, чтобы отремонтировать старые и проложить порядка 600 тыс. километров новых дорог, то есть, чуть ли не удвоить их протяженность.
В нынешнем году на дорожное хозяйство из бюджета выделены рекордные 192,7 млрд рублей. Еще 20 млрд планирует из «юкосовских денег» дать региональным дорожникам Госдума. 100 млрд пообещал за ближайшие несколько лет подкинуть президент - на реконструкцию городских магистралей, мостов и трассы «Дон». Легко подсчитать, что даже при таком сравнительно неплохом финансировании «великая стройка» превратится в долгострой, который растянется на десятилетия.
Однако дело даже не столько в деньгах, сколько в эффективности их использования. С этим тоже проблема. Как подсчитали специалисты, сейчас две трети дорожного бюджета тратится на латание дыр (в прямом смысле этого слова) и лишь треть - на строительство новых автострад. И понятно почему: так легче и выгоднее «осваивать средства». Государство, под контролем которого находится отрасль, к сожалению, показало себя далеко не лучшим менеджером.
Потому вся надежда - и это явно прозвучало в выступлении г-на Левитина - на концессионные долгосрочные проекты, на участие крупных иностранных компаний, на частные инвестиции, на новые западные технологии. Но для этого не хватает правовой базы. Пока в России не приняты федеральные законы о дорогах и платных трассах, не внесены изменения в старый закон о концессиях, никаких гарантий для инвесторов нет. А те прекрасно знают непредсказуемый характер российских властей, которые то и дело меняют условия игры в ходе самой игры. Так что в ближайшие годы ждать притока на этот рынок больших капиталов, видимо, не приходится. Значит, нам никогда не избавиться от синдрома «дорожной недостаточности», смириться с ухабами, автомобильными «пробками», бездорожьем?..
Великий поэт и гражданин Александр Пушкин предсказывал, что в России будут дороги не хуже, чем в Европе. Лет через пятьсот. Неужто прав был русский классик?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции