Рашад Рзакулиев, директор Центра политической безопасности Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана, член Экспертного Совета РИА Новости
Гюльнара Мамедзаде, генеральный директор Агентства международной информации Новости-Азербайджан.
В ближайшее время на рассмотрение глав государств Содружества будет вынесен проект Концепции дальнейшего развития СНГ, подготовленный Межгосударственной рабочей группой на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств стран-участниц совместно с Исполкомом Содружества.
Понадобилось 15 лет, чтобы переосмыслить и прийти к необходимости выработать адекватную времени стратегию дальнейшего развития СНГ. Чем обусловлена необходимость реформирования Содружества?
ГЛАМУР ДЛЯ 11 ПРЕЗИДЕНТОВ
Исчерпаны те идейные ресурсы, которые были изначально заложены в фундамент СНГ отцами Беловежья. Сконструировать на этом базисе серьезный геополитический объект современности не представлялось возможным. История особенно последнего десятилетия Содружества Независимых запомнилась хроникой постоянно пикирующих межгосударственных политико-экономических конфликтов. Конец 2006 года ознаменовался наиболее серьезным кризисом с момента создания организации. Разразившиеся энергетические и энерготранспортные конфликты между союзными республиками бывшего СССР со всеми вытекающими последствиями едва не поставили точку в некогда амбициозном геополитическом проекте. Организация фактически превратилась в некую гламурную площадку для великосветских раутов перманентно ссорящихся и примиряющихся друг с другом 11 президентов. Площадка в шестую часть мировой суши всего лишь для 11 человек!
Подобное состояние организации для наций, народов и этносов, составляющих Содружество Независимых Государств, не может быть выгодным и приемлемым.
БЕЗ ПАРАДА СУВЕРЕНИТЕТОВ
СНГ не может более являть собой парад местечкового эгоизма, опирающегося на меркантильную доктрину безоглядного потребления национальными политическими элитами собственных ресурсов. СНГ сегодня должно превратиться в рынок сплачивающих идей, стратегических проектов, где они могли бы быть и реализованы. Должна сформироваться межнациональная среда, производящая универсальные наднациональные поведенческие модели и производящая новые стили идентичности.
СНГ сегодня обязано возродить потерянные нравственные ориентиры, восполнить отсутствие философских идей коллективным видением мироустройства. Для определения контуров будущего важно определить при формировании Концепции реформирования СНГ, какие болевые точки приблизили системный кризис. Представляется, что причины кроются не столько в плоскости политико-организационной проблематики, сколь заключаются в отсутствии сплачивающей идеологии и не налаженной системы коммуникаций.
Главное, концепт Содружества лишен души - народной поддержки!
Ведь, как отметил кто-то из мыслителей, - основы любой великой идеологии и религиозного учения зачинались не как централизованная инициатива элит, а как инициатива среднего уровня. Большинство аналитиков и экспертов отмечают тот факт, что если СНГ как-то и состоялось, то, прежде всего как социально-гуманитарное пространство. Уже одно это дает надежду на то, что руками интеллектуалов и лидеров общественного мнения республик Содружества удастся построить новую модель совместного будущего.
У общественности стран СНГ есть понимание того, что:
- имперский (неосоветский) формат Содружества обречен. Неоднозначно оцениваемое прошлое - худший модуль для выведения проекций будущего. Взамен архаике прошлого необходимо сформулировать новую политическую платформу мирного и благополучного сосуществования наций, религий и культурных сред на пространстве СНГ;
- существует требование системы модернизированных межгосударственных инструментов для регулирования процессов, идущих как на постсоветском пространстве, так и на всем евразийском субконтиненте. Сегодня подобных инструментов нет, поэтому нет общих и всеми соблюдаемых правил, ценностей и критериев;
- нынешний уровень состязательности элит стран СНГ не адекватен ни времени, ни философии исторического момента. Работа с национальными элитами, единение энергий элит в попытке наладить векторы межцивилизационного сосуществования на данном пространстве - важнейшая задача общества.
СНГ - НОВОЕ РАЗВИТИЕ
В то время, когда политики форматируют будущее СНГ в соответствии с теми или иными грандиозными сценариями, параллельно идет другой процесс - стихийный, на первый взгляд, но, по сути исторически предопределенный. Именно энергия масс, движимых социально-экономическими, культурными и другими факторами, вычерчивает, пока лишь контурно, схему будущих преобразований на этом геополитическом пространстве, что очень важно учитывать и целенаправленно использовать. Политика государств, диссонирующая с этим процессом, приведет в перспективе к негативным для них результатам, чему есть ряд конкретных примеров.
Очевидно, что Россия, реанимирующая в современных форматах свою роль лидера на пространстве СНГ, все более активизируется на этом направлении, инициируя и ускоряя реформирование Содружества, усиливая, прежде всего, экономическую и гуманитарную составляющие процесса. Это подтверждает, в частности, и характер высказываний министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, обозначившего в одном из своих недавних выступлений основные приоритеты развития СНГ и некоторые судьбоносные, на наш взгляд, тезисы. В них, в частности, стоит выделить многопрофильный характер СНГ, создание структур, которые могут иметь те или иные наднациональные функции, чтобы сохранить многообразные человеческие связи, включая те, которые в последнее время установлены и поддерживаются по линии гражданского общества.
Формат двустороннего сотрудничества между государствами СНГ уже не служит в полной мере интеграционным задачам. В русле реформ должны выстраиваться механизмы многостороннего сотрудничества на основе формирования единого экономического, гуманитарного, медийного пространства, связывающего не только элиты, но и общества этих стран.
В качестве перспективной и прагматичной модели интеграции стран СНГ в негосударственном формате можно рассматривать создание Палаты общественной и деловой интеграции. Составляющие процесса интеграции - три наиважнейших компонента: гражданское общество, средства массовой информации и бизнес-круги. Новый интеграционный проект СНГ может состояться лишь в том случае, если ему будет оказана широкая поддержка, когда становление большого геополитического пространства будет пропущено через призму интересов каждого конкретного человека.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции