Рейтинг@Mail.ru
Ближний Восток: возвращение в 1967 год невозможно - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ближний Восток: возвращение в 1967 год невозможно

Читать ria.ru в
Дзен
5 июня исполняется сорок лет с начала арабо-израильской войны 1967 года, получившей название «шестидневной». Юбилей - это повод обратить внимание, прежде всего, на отзвуки той войны, которые влияют на ситуацию на Ближнем Востоке и сегодня. Проблемы палестинских беженцев, оккупированных территорий и радикального исламизма - все они во многом корнями уходят в 1967 год.

Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.

5 июня исполняется сорок лет с начала арабо-израильской войны 1967 года, получившей название «шестидневной». Юбилей - это повод обратить внимание, прежде всего, на отзвуки той войны, которые влияют на ситуацию на Ближнем Востоке и сегодня. Проблемы палестинских беженцев, оккупированных территорий и радикального исламизма - все они во многом корнями уходят в 1967 год.

В середине 1960-х годов и арабы, и Израиль готовились к войне, считая, что только она сможет разрубить узел многочисленных проблем и противоречий. Напомним, что в 1947 году ООН приняла решение о разделе подмандатной Великобритании территории Палестины на два независимых государства - еврейское и палестинское. Евреи свое право реализовали. Палестинцы, во многом по вине арабских стран этого не сделали. Палестинские территории временно отошли под юрисдикцию Египта и Иордании.

Арабские радикалы и националисты не желали признавать право Израиля на существование. В свою очередь израильтяне полагали, что в случае нанесения превентивного удара и военной победы они смогут заставить арабов изменить позицию. Очевидным был и стратегический выигрыш - оккупация арабских земель увеличивала глубину контролируемой Израилем территории.

Сегодня бесспорно, что военного решения арабо-израильского конфликта не существует.

В центре ближневосточного мирного урегулирования  возвращение израильтянами оккупированных территорий, создание независимого палестинского государства и признание арабскими странами права Израиля на существование и предоставление гарантий его безопасности. Центральный момент всех переговоров - границы, существовавшие до 5 июня 1967 года. Проблема только в том, что карта Ближнего Востока с тех пор изменилась, в первую очередь политически.

В ходе июньской войны Израиль оккупировал территории, находящиеся под юрисдикцией Иордании, Египта и Сирии. Сегодня израильтяне заключили мир и с иорданцами, и с египтянами. На сирийском треке в обозримом будущем подвижек, скорее всего, не предвидится. Но переговорами с Дамаском вопрос о возвращении оккупированных территорий не ограничивается. Место Иордании и Египта в дискуссии заняла новая политическая единица - Палестинская национальная администрация, а на часть территорий, которые картографы ООН в свое время приписали Сирии, претендует Ливан.

Однако дело не только в запутанном территориальном вопросе. Исламский радикализм, проблемы палестинского сопротивления, та непростая ситуация, которая сегодня существует в Ливане - это все в той или иной мере последствия 1967 года.

«Отсутствие реальных политических подвижек и сорок лет назад, и сегодня является главной причиной новых войн и конфликтов, формирует благоприятные условия для деятельности экстремистских сил различной ориентации», - сказал «РИА Новости» эксперт Института Ближнего Востока Валентин Юрченко.

Эксперт напомнил, что война способствовала бурному росту Палестинского движения сопротивления (ПДС),  превратившегося на рубеже 60-х - 70-х гг. в один из важнейших факторов, влиявших на арабо-израильское противоборство. Палестинцы начали все более настойчиво претендовать на самостоятельную роль в конфликте. Однако в те годы о независимости палестинского государства не могло быть и речи, бесперспективность ситуации привела к тому, что в ПДС на многие годы возобладали политические экстремисты. Террор - стал их главным оружием.

Юрченко также добавил, что унизительный военный разгром в 1967 году сильно поколебал веру арабов в идеи арабского национализма, арабского единства, арабского социализма. И люди повернулись к мечети. «Война дала первый сильный импульс к активизации политического ислама, в т.ч., его экстремистским проявлениям», - подчеркнул он.

А это еще больше осложнило ситуацию. Как показали дальнейшие события, Израиль смог найти компромисс с некоторыми арабскими государствами, но с «арабской улицей», заряженной радикальными идеями, нет.

На этом фоне, а также с учетом всех последующих арабо-израильских конфликтов кажется парадоксальным существующее в экспертных кругах мнение, что именно после «шестидневной» войны был дан импульс процессу поиска политических путей урегулирования арабо-израильских отношений.

«Именно после сокрушительного военного разгрома в июне 1967 года арабские государства, сами того не желая, фактически были вынуждены согласиться с существованием Израиля.  Стало очевидным, что «сбросить его в море» (или как сегодня с подачи иранского президента говорят - «стереть с карты» земли) не представляется возможным», - сказал Юрченко.

Безусловно, на официальном уровне, а тем более в арабских СМИ, тогда об этом открыто не говорилось. Но, по сути, во всех последующих вооруженных конфликтах арабы ставили цель не уничтожить Израиль, а оказать на него давление, чтобы подтолкнуть к приемлемому для них соглашению и вернуть, утраченное в 1967 году. Кроме того, конфликт с Израилем оставался для многих арабских лидеров способом манипулировать внутриполитической ситуацией в их странах. И здесь также лежат причины сегодняшних проблем - сорок лет лжи породили новое поколение ненависти.

Путь к миру в регионе оказался очень долгим и весьма непростым. Первым заключить мирный договор с Израилем решился Египет, этот его шаг был расценен другими арабскими странами как сепаратная сделка. После 1991 года начались уже многосторонние арабо-израильские переговоры, но удача была достигнута лишь на двусторонних направлениях - в 1994 году заключен договор с Иорданией, а годом ранее подписаны соглашения с палестинцами.

Впрочем, их реализация в итоге застопорилась. А вместе с палестинским треком в тупике оказался и весь процесс ближневосточного урегулирования. Более того, палестинский вопрос по-прежнему является детонатором для всех экстремистских сил не только в арабском, но и в исламском мире в целом.

Почти сорок лет понадобилось большинству арабских правителей, чтобы открыто объявить о готовности мира с Израилем на условиях возвращения к границам 1967 года и решения вопроса о беженцах.

Не понадобится ли еще сорок, чтобы сказать правду - в 1967 год вернуться уже никогда не получится?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала