Заговор, целью которого была организация взрыва в аэропорту имени Джона Кеннеди, был раскрыт благодаря полицейскому информатору. В этой роли выступал осужденный наркоторговец, который согласился сотрудничать с ФБР в обмен на смягчение приговора.
Совместно с членами преступной группировки он собирал разведданные об устройстве аэропорта, несколько раз выезжал за пределы США, чтобы встретиться со сторонниками террористов и уверял их, что хочет умереть смертью мученика. Его помощь позволила агентам ФБР сделать видео- и аудиозаписи всех четырех «вылазок» преступников на разведку по территории аэропорта.
По словам представителей полиции, этот случай, а также недавняя попытка нападения на американскую военную базу Fort Dix иллюстрирует важность использования информаторов в борьбе против терроризма. По словам бывшего сотрудника нью-йоркского подразделения ФБР по борьбе с терроризмом Тома Корригана, «террористы вынуждены обращаться к людям, которым они могут не доверять, но нуждаются в их помощи с оружием, взрывчаткой и прочим». Так, в 2006 году информаторы сыграли важную роль в раскрытии еще двух терактов - они помогли предотвратить взрыв в небоскребе Sears Tower и на станции метро Herald Square на Манхеттене. Как отметил Корриган, «в большинстве случаев без информатора невозможно понять, что к чему. Обычно, когда информатор рассказывает о происходящем, предположения становятся реальностью».
Информатор начал сотрудничать с правоохранительными органами в 2004 году, после того, как был повторно осужден за распространение наркотиков. Он оказался вполне надежным источником. В 2006 году он встретился с предполагаемым организатором заговора Расселом Дефрейтасом, уроженцем Гайаны, который планировал взрыв в нью-йоркском аэропорту. У Дефрейтаса не возникло сомнений в правдивости «легенды» информатора. Ему даже показалось, что они когда-то виделись в бруклинской мечети, и он был убежден, что информатор «послан Аллахом».
Заговор был раскрыт на начальной стадии подготовки, когда преступники снимали на видео топливопровод, соединяющий аэропорт имени Кеннеди с аэропортами Ла Гуардиа и Ньюарк. Выбор места для теракта был продиктован не только тем, что аэропорт принимает в среднем 1000 рейсов в день, но и тем, что, названный в честь убитого президента США, он пользуется особой любовью американцев.
Планы у преступников были грандиозные. На попавшей в руки агентов ФБР аудиозаписи Дефрейтас говорит о том, что теракт в аэропорту не сравнится даже с 11 сентября и полностью парализует экономику США. Однако, по данным экспертов, преступникам не удалось достать взрывчатых веществ, и их действия могли бы привести к пожарам и повреждению оборудования, но далеко не в таких масштабах, как террористам того хотелось.
И все же, как заявила окружной прокурор Нью-Йорка Рослинн Маускопф, если бы террористам удалось организовать взрыв в одном из самых загруженных аэропортов США, который находится в густонаселенном месте, «это могло бы привести к непредсказуемым последствиям, жертвам и разрушениям».
По данным информатора, преступники не обращались за помощью к террористам из Пакистана, Ирана или Афганистана. Дефрейтас утверждал, что его «братья»-радикалисты - родом из Тринидада и Гайаны. Вместе с другим сообщником, Каримом Ибрагимом, он посещал в Тринидаде и Тобаго мусульманскую группу радикалистов "Джамаат аль-Муслимин"(Jamaat al Muslimeen). В 1990 члены этой группировки совершили попытку государственного переворота, жертвой которой стали 24 человека.
Помощник генерального прокурора по вопросам национальной безопасности Кеннет Уэйнштайн заявил, что «обвиняемые стремились соединить знание аэропорта имени Кеннеди «изнутри» с помощью исламистских радикалистов Карибского региона».
Ибрагим вместе с еще одним сообщником, Абдулом Кадиром, был задержан на территории Тринидада и Тобаго. В настоящее время власти этого государства разыскивают четвертого преступника, Абделя Нура.
По словам представителя полиции Рея Келли, раскрытый заговор представляет собой пример «внутреннего» терроризма на территории США. Обвиняемый в организации заговора Дефрейтас, который живет в США уже более 30 лет, но до сих пор ненавидит страну, которая его приняла. «Это целое движение. Это философия. Ими движет та же самая ненависть, что и террористами «Аль-Кайеды», - сказал Келли в интервью телекомпании CBS 3 июня.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников