Виктор Сафонов, военный обозреватель, для РИА Новости.
В конце мая исполнилось десять лет «Основополагающему акту о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического союза». В эти же дни исполняется и пять лет создания Совета Россия-НАТО или «Римской декларации» о партнерских отношениях между Москвой и Брюсселем. Обе эти даты дают серьезный повод проанализировать непростой и неоднозначный путь, который прошли стороны за прошедшее время и поразмышлять о перспективах их взаимодействия. Есть ли они или, как утверждают скептики, попытка партнерских отношений не удалась? И вряд ли удастся.
Не будем торопиться с выводами. Хотя поводов для оптимизма действительно маловато. Выступая нынешней зимой в Осло на саммите НАТО-Россия, тогдашний вице-премьер российского правительства и министр обороны Сергей Иванов прямо обвинил Брюссель в обмане. «Во время первой волны расширения НАТО нас клятвенно заверяли, что на территории новых членов не будет никакой военной инфраструктуры НАТО. Нас просто обманули» - сказал он. «Мы не понимаем, зачем военным структурам НАТО приближаться к границам России. Мы что - угрожаем кому-либо?», - удивлялся глава военного ведомства.
Об этом же говорил и президент России Владимир Путин, когда критиковал действия союзников по НАТО на пресс-конференции по окончанию переговоров с президентом Греции. «Наши американские партнеры вышли из договора по ПРО, мы их сразу предупредили, что предпримем в ответ шаги, чтобы сохранить стратегический баланс в мире. Мы их предупредили, что ответ будет асимметричным», - сказал глава нашего государства, объясняя необходимость последних испытательных пусков ракет - стратегической РС-24 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения с мобильной платформы комплекса «Тополь-М» и крылатой Р-500 с мобильной платформы оперативно-тактического комплекса «Искандер».
«Не мы инициаторы нового витка гонки вооружений», - подчеркнул он, коснувшись проблемы выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе странами НАТО. «Новая база в Болгарии, еще одна в Румынии, позиционный район новой ракеты в Польше, радар в Чехии, чего нам делать? Мы же не можем в одностороннем порядке наблюдать и выполнять договоренности», - сказал Владимир Путин. - «Мы сказали: или вы ратифицируете (ДОВСЕ) и выполняете, или мы выйдем (из договора). Это, видимо, тоже кому-то не нравится». Президент заверил: «этих действий России не нужно бояться, они не носят агрессивного характера, это только ответ на достаточно жесткие и не имеющие никаких обоснований односторонние действия партнеров».
Правда, в НАТО тут же отреагировали на его слова и заявили, что «не испытывают беспокойства в связи с производимыми Россией испытаниями (ракет), смотрят на Россию как на партнера альянса». Но при этом заметили, что «нас волнует риторика относительно того, что плохие Соединенные Штаты, плохая Польша, что союзники (по НАТО) угрожают безопасности России. Мы не можем согласиться с такой оценкой, она не имеет отношение к реальности»...
К сожалению, эта реальность такова, как о ней говорят в российском руководстве. И здесь опираются не на эмоции, а на факты. В Основополагающем акте записано, что Североатлантический альянс берет на себя обязательство не располагать на границах России значительных воинских контингентов, не создавать военных инфраструктур, но Пентагон размещает в Болгарии и Румынии свои новые базы, куда готовится послать по пять тысяч своих солдат. Когда в Москве указывают Брюсселю на нарушение зафиксированных в Париже договоренностей, там ссылаются, что это частные, внутренние дела двух суверенных членов НАТО - США и Румынии, США и Болгарии, сам Альянс никакого отношения к этому делу не имеет. Но это весьма странная позиция, когда НАТО снимает с себя ответственность за нарушение обязательств организации членами этой организации?!
То же самое происходит и с неприсоединением к ДОВСЕ членов НАТО Литвы, Латвии и Эстонии. С попытками США разместить элементы своей стратегической ПРО в Польше и Чехии. Когда НАТО выгодно, там напоминают о принципе «один - за всех, все - за одного» (так было, кстати, с Эстонией, за которую вступились в Брюсселе, несмотря на скандальное решение эстонского руководства о переносе могил советских воинов, боровшихся с фашизмом). И тут же забывают об этом принципе, когда это невыгодно. Как в том же примере с Болгарией, Румынией, Польшей и Чехией. Более того, некоторые высокопоставленные чиновники НАТО, как, к примеру, ее генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер настаивают на том, что подобные односторонние действия Вашингтона укрепляют безопасность не только Соединенных Штатов и Европы, но и России (?).
Очевидно, что взаимоотношения между Россией и НАТО, между Россией и США, как ведущим государством Североатлантического альянса, сегодня достигли серьезного кризиса. Пожалуй, такого же, каким он был после начала бомбардировок авиацией Альянса территории Сербии в 1999 году Тогда Москва прекратила всяческие отношения с Брюсселем, в сорок восемь часов выслала из российской столицы его представителей. Пока до такого накала противоречий дело еще не дошло.
Сегодня недалеко от Кремля работает Военная миссия по связи НАТО, Информационное бюро НАТО. Недавно Государственная Дума России ратифицировала соглашение о временном допуске на территорию России войск Североатлантического альянса для проведения совместных учений. Корабли российских ВМФ участвуют в натовской программе «Активные усилия» в Средиземном море. Из Североморска недавно вышли корабли Северного флота для участия в учениях НАТО в Атлантике. В Москве и в других крупных городах России работают курсы по переподготовке офицеров запаса, которые финансируют члены Альянса. Министерство по чрезвычайным ситуациям России постоянно работает с аналогичными структурами НАТО по предупреждению и ликвидации последствий технгогенных и иных природных катастроф... Список можно продолжать и дальше.
Но одновременно Министерство иностранных дел России уже инициировало созыв 12-15 июня в Вене чрезвычайной конференции по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, где собирается поставить вопрос о приостановке участия Москвы в ДОВСЕ и отказе принимать иностранные военные инспекции, сообщать партнерам по договору о перемещении своих воинских частей и соединений по европейской территории России, пока страны НАТО не ратифицируют ДОВСЕ и не начнут его выполнять. Так, как это сделала Россия.
Сегодня перед Москвой и Брюсселем стоит вопрос о том, готовы ли участники Основополагающего акта и Римской декларации о создании Совета Россия-НАТО прислушиваться, как это записано в этих документах, к озабоченностям друг друга, понимать их и учитывать при принятии своих решений.
Если этого нет и не будет, то, видимо, первый юбилей Парижских и Римских договоренностей может оказаться последним. Как юбилей несбывшихся надежд.
Что, безусловно, не в интересах ни той, ни другой стороны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции