К материалу: У православных христиан начинается Петров пост
Есть у старца отца Павла Груздева такой рассказ. Пошел как-то его сосед-туркмен на рыбалку:
- Паша, моя пошла рыбу ловить. Пойдешь со мной? - А есть удочка? Пошли.
Приходят на речку.
- Твоя здесь лови, моя туда пошла.
Покидал о. Павел, покидал - ничего не ловится. Вернулся домой, подоил корову. Пошел на базар, а там две арбы рыбы. Купил он целое ведро за копейки, пришел домой. Глядь - сосед идет, несет два хвостика жиденьких.
- Ну как, Ахмед, рыбалка?
- Да вот, плохо.
- А у меня вон целое ведро.
- А ты где ловил?
- Да там же, где и ты.
- А как же так?
- А ты кому молился?
- Магомету.
- А я - Петру и Павлу!
Упал Ахмед на колени, руки к небу воздел и говорит: «Петр и Паша! Бей Магомет наша! Наш Магомет совсем рыба нет!»
2007 год, который объявлен годом ребенка, годом Китая в России, можно считать и годом поста. Из-за ранней Пасхи, Великий пост начался почти сразу же после окончания Рождественского. А в понедельник 4 июня, через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы) уже начинается Петров или Апостольский пост, который в этом году продлится почти столько же, сколько Великий.
Закончится он в день памяти двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя - апостолов Петра и Павла. В Петров пост ограничения в пище не слишком строги: разрешается рыба.
Святые апостолы были такими разными : Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел - сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр - верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел - злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста?
Об установлении Петрова поста существует две версии. Чаще всего говорится о том, что мы постимся после Пятидесятницы в подражание апостолам, постом и молитвой готовившим себя к тому, чтобы выйти на всемирную проповедь Евангелия.
Однако известный диакон Андрей Кураев не согласен с такой версией: «В чем же именно мы подражаем апостолам? - восклицает он. - Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле? Ведь получается как если бы мы основательно и упорно готовились к бою, а вместо боя отправились на пикник».
Отец Андрей утверждает, что в третьем веке, когда встречается первое упоминание об этом посте, он никак не связывался с апостолами, а «считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице)». А так как христианам всегда была свойственна соборность, то многие из тех, кто не нарушал Великого поста, постились также и в эти дни вместе с опоздавшими - из благочестивого стремления к подвигу.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, - пишет святой Лев Великий (V век), - чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа».
«Ибо мы не сомневаемся, - объясняет святой, - что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения... преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований...»
Правильный пост, напоминает дьякон Андрей Кураев - это «борьба за человеческое в самом себе», поставить духовное выше телесного. «Если это удалось, - говорит он, - то тогда душа будет благодарна тебе за свое вызволение от липучек. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста».
«Так что правильный пост - это радость, - заключает отец Андрей. - Как и правильно переживаемое православие».
Как правильно питаться в дни Петрова поста
Устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. На практике же Петровым постом миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, от рыбы - только в среду и пятницу.