ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ (ПОДМОСКОВЬЕ), 3 июн - РИА Новости, Светлана Янкина. Руководители главных музеев и галерей мира встретились в субботу в подмосковном музее-заповеднике "Горки Ленинские", чтобы обсудить, каким именно должен быть музейный комплекс, который в числе прочих объектов планируется возвести в комплексе "Зарядье" на месте снесенной гостиницы "Россия".
"На данном этапе мы говорили о генеральном плане, задающем внешние объемы зданий, но каким именно будет внутреннее пространство галерей, остается решить", - заявил, начиная конференцию, британский архитектор лорд Норман Фостер.
Он пояснил, что, согласно проекту, культурные объекты займут в комплексе "Зарядье" 30 процентов от общей площади, то есть 109 тысяч квадратных метров (для сравнения: более 70 тысяч квадратных метров предназначается под гостиницы, на 29 тысячах квадратных метров собираются обустроить элитное жилье, на 45,5 тысячах - открыть магазины, 64 тысячи квадратных метров отводится под парковки, а 24 тысячи - под служебные помещения).
"Архитектор является своего рода посредником между коллекциями и строением, где они могут быть размещены", - объяснил лорд Фостер, обращаясь к музейным деятелям с призывом высказать свою точку зрения.
Согласно концепции, в "Зарядье", помимо концертного зала, планируется устроить Национальный центр культуры и искусств, где разместятся мультимедийная библиотека, оборудованные по последнему слову техники выставочные залы, реставрационный центр и музей со сменной экспозицией, представляющей российское искусство XIV-XXI веков.
Размышляя о новом музее, архитектор предположил, что он должен стать "обобщающим, а не узкоспециализированным, динамичным, а не статичным, глобальным, а не национальном, гибким, а не существующим в рамках заранее заданной концепции", он должен "не демонстрировать, а стимулировать", и он должен стремиться к самообеспечению, а не жить на субсидии.
По мнению присутствовавшего на встрече руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, тут "необходимо найти правильную форму взаимодействия частных коллекций и музейных собраний".
"Очевидно, нам придется избрать немецкую систему, когда страна возводила такие залы, как Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, где не было коллекций, но они выполняли музейные функции в смысле эскпонирования", - сказал глава Роскультуры, отметив, что "Зарядье" делает "важный шаг к новому качеству управления музейным делом".
По мнению директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой, которая, правда, подчеркнула, что "не участвует в планировании комплекса", "одно из возможных направлений работы - мы можем получить на несколько лет залы для демонстрации постоянной коллекции", поскольку "наши запасники перегружены, и существует множество замечательных произведений, которые мы не показываем".
Она также предположила, что в новых залах можно удачно разместить современное искусство.
С последним тезисом согласился комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, который убежден, что новый музей "должен сделать современно искусство легитимным, вернуть российское искусство, в особенности - искусство второй половины XX века, на международную художественную сцену, подтвердить место русского искусства в интернациональном контексте".
Относительно использования площадей Антонову поддержала директор музеев Кремля Елена Гагарина.
"Нам не хватает пространства", - заявила она.
"Основная проблема - работа с современными интересными архитекторами и дизайнерами, которые помогут осуществить научные и философские идеи по поводу выставок, показать привычные предметы с необычной стороны", - считает Гагарина.
Ее заместитель Зельфира Трегулова, в свою очередь, утверждает: "У нас есть художественное наследие, но оно ограничено возможностями, традиционно ориентированным менталитетом, площадями. Новые площади позволят привозить серьезные выставки из-за рубежа, которые сейчас у нас негде разместить".
В свою очередь, глава отдела cовременного искусства в музее Гуггенхайм Джермано Челант (Germano Celant), главная задача состоит в "соблазнении публики".
"Нужно смотреть вперед и предугадывать, каким образом выжить, каким образом приманить людей в условиях, когда конкуренция среди музеев крайне велика. Нужно понимать, что входит в моду, чтобы привлечь новые поколения, и самим создавать эту моду", - сказал он. Одной из самых действенных приманок он считает броскую современную архитектуру.
Свое видение роли и возможной стратегии музеев, помимо уже упомянутых деятелей, изложили директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, генеральный инспектор французского Минкульта по музеям Франсин Мариани-Дюкре (Francine Mariani-Ducray), глава лондонской галереи Серпентайн Джулия Пейтон-Джонс (Julia Peyton-Jones), крупнейший нью-йоркский галерист Джеффри Дейч (Jeffrey Deitch), руководитель всех национальных музеев Дрездена Мартин Рот (Martin Roth), глава Национального музея Сингапура Чор Лин Ли (Chor Lin Lee) и другие.
После целого дня обсуждения лорд Фостер заявил, что он понял, каким образом будет устроено музейное пространство в "Зарядье" и в другом спроектированном им комплексе - "Новая Голландия" в Петербурге.
Вместе с тем, хотя бюро Фостера продолжает проектирование, а Шалва Чигиринский, глава компании "СТ Девелопмент", намеревается вскоре начать строительство, судьба подряда на застройку этого участка пока окончательно не решена.
"СТ Девелопмент" выиграла тендер на реконструкцию гостиницы "Россия" в 2004 году, однако другие участники конкурса - Strabag AG и ЗАО "Монаб", оспорили решение столичных властей. Высший арбитражный суд РФ 24 октября 2006 года признал итоги тендера незаконными, 14 ноября этот вердикт подтвердил президиум Высшего Арбитражного суда (ВАС), а 22 марта нынешнего года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об отмене итогов конкурса по выбору инвестора.
Тем не менее, компания "СТ Девелопмент" намеревается добиться пересмотра вердикта президиума ВАС, опираясь на благоприятное для нее решение Конституционного суда.