ГААГА, 2 июн - РИА Новости, Андрей Поскакухин. Вызвавшее еще до выхода в эфир резко негативную реакцию общества шоу нидерландской телекомпании БНН, в ходе которого смертельно больная женщина, якобы примет решение, кому из трех претендентов она подарит одну из своих здоровых почек, оказалось хорошо срежиссированной попыткой обратить внимание голландского общества и политиков к проблеме нехватки донорских органов в Нидерландах.
Женщина-донор - 37-летняя Лиза - оказалась совершенно здоровой актрисой Леони, блестяще сыгравшей свою роль. Три претендента на почку - 36-летняя Эстер-Клэр, 19-летний Винсент и 29-летняя Шарлотта - действительно страдающие болезнью почек люди, которые знали о сути розыгрыша и согласились в нем участвовать, чтобы помочь решению проблемы чрезвычайно долгих очередей на трансплантацию донорских органов.
В ходе всей 80-минутной передачи зрителей неоднократно призывали заполнить регистрационную карточку донора, подчеркивая, что в Нидерландах на сегодняшний день более 1400 человек ждут своей очереди на персадку органов, а среднее время ожидания - четыре с половиной года.
Когда шоу достигло апогея - женщина-донор должна была выбрать, кому она отдаст свою почку, ведущий Патрик Лодирс сообщил, что этого не произойдет. При этом он подчеркнул, что участвовавшие в передаче трое претендентов действительно остро нуждаются в пересадке почки. "Если вы зарегистрируетесь в качестве доноров, - сказал он, обращаясь к зрителям, - очередь сократится, и, как эти трое, так и другие больные получат шанс на полноценную жизнь".
Во время шоу были показаны видеофильмы о жизни Эстер-Клэр, Винсента и Шарлотты, которые вынуждены по восемь-девять часов в день переносить процесс диализа. В то же время, зрители увидели, что эти люди не сдаются, живут, насколько это возможно, активной жинью. Эстер-Клэр - ведущая радиопрограммы, Винсент активно занимается спортом, Шарлотта ухаживает за психическими больными. Все они много общаются с друзьями, полны жизненных планов и мечтают о пересадке почки.
Однако болезнь этих людей прогрессирует, и, если им вовремя не будет пересажена почка, их жизнь может оборваться.
Лодирс в ходе передачи обратил внимание зрителей на то, что ежегодно около 200 больных в Голландии умирают из-за того, что не получают вовремя необходимый для пересадки орган. Если в 2004 году в Нидерландах 13% людей не были готовы завещать в случае смерти свои органы для пересадки,то в 2006 году - уже 26%.
На сегодняшний день лишь 2,9% из 12-миллионного взрослого населения Нидерландов зарегистрировались в качестве потенциальных доноров. Лодирс выразил надежду на то, что после передачи этот процент возрастет. При этом он заверил, что второго такого шоу не будет.
Продюсер передачи по ее окончании заявил в интервью, что, будь все по-настоящему, он бы никогда не согласился делать такое шоу.
Таким образом, организаторы "Большого донорского шоу", не перейдя нравственные границы, сумели донести до зрителей призыв к изменению ситуации с долгими очередями на пересадку органов. Они призвали политиков по-серьезному заняться решением этого вопроса.
Перед выходом передачи в эфир политики "попались на удочку" и подвергли шоу резкой критике. Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде накануне выразил глубокое сожаление по поводу того, что телекомпания БНН решила показать это шоу. "Оно нанесет ущерб имиджу Нидерландов за рубежом," - заявил он.
Голландский министр здравоохранения Аб Клинк отклонил приглашение БНН присутствовать на шоу, чтобы разъяснить, что делается для решения проблемы с очередями на донорские органы.
Министр культуры и образования Роналд Пластерк назвал шоу "неуместным и неэтичным", в связи с тем, что между нуждающимися в донорской почке пациентами присутствовал элемент соперничества.
В то же время, Пластерк отверг требования представителей ведущей партии правительственной коалиции Христианско-демократический призыв запретить "Большое донорское шоу", подчеркнув, что конституция Нидерландов не позволяет запрещать телепередачи и вмешиваться в них, так как это явилось бы цензурой. Таким образом, благодаря нидерландской конституции, призыв к изменению сложившейся плачевной ситуации был доведен до широкой публики и до политиков.