Юрий Солозобов, политолог, директор по спецпроектам Института национальной стратегии (Москва).
В мае Парламент Республики Казахстан на совместном заседании палат проголосовал за поправки в Конституцию, представленные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти изменения предполагают серьезное усиление роли представительной власти в центре и на местах. Кроме того, возрастет значение политических партий, общественных объединений и Ассамблеи народов Казахстана. Будет усовершенствована судебная система. Смертную казнь в республике фактически отменят. А срок правления президента сократится с 7 до 5 лет.
С распадом Советского Союза образовавшиеся на его обломках независимые государства стали испытывать настоятельную потребность в обеспечении безболезненного «политического транзита». То есть в завершении процесса перехода от подвешенного постсоветского состояния к формированию устойчивого легитимного государства. На пространстве СНГ, включая и Россию, постоянно ведутся острые дискуссии о назревших изменениях в Конституцию, о возможных преемниках действующего правителя или об увеличении срока его правления.
Казахстан выбрал один из самых верных видов политического транзита: от президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, к новой политической формации - президентско-парламентской республике. Так, победившие на выборах в Мажилис политические партии будут согласованно выдвигать кандидатуру премьер-министра, а страна получит правительство, ответственное перед парламентом. Кроме того, в новом политическом дизайне резко вырастает роль верхней палаты Парламента. Сенат получает полномочия выполнения функций всего Парламента в случае роспуска Мажилиса, являясь страховочным контуром государства - так называемой блюстительной властью. По сути, он становится авторитетным коллегиальным органом, отвечающим за преемственность власти.
Но любая модель политического транзита может быть устойчивой лишь в том случае, если в ее рамках будет осуществлен принцип разделения власти и управления. Т.е. будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом, при сохранении верховного качества президентской власти. Необходимо поднять верховную власть над борьбой социально-экономических «курсов», чтобы обеспечить ее устойчивость. Тогда тем, кто требует смены экономической политики, не придется думать о революциях.
У ведущей центрально-азиатской республики давно сформировался собственный путь развития: он имеет эволюционный характер и лишен каких-либо прямых заимствований чужих моделей. Казахстанские эксперты и юристы дотошно сравнивали модели конституционного развития стран Европы (в частности, Франции) и Юго-Восточной Азии (особенно, Малайзии), скрупулезно просеивали все варианты политического транзита, которые происходят сейчас в мире. В подготовке поправок в Конституцию ключевую роль сыграла Государственная комиссия по демократизации при президенте Казахстана. 80% сформировалось именно в ее недрах, остальные - появились в ходе обсуждения в парламенте. Многие изменения в Конституции были сделаны с подачи оппозиции и разнообразных влиятельных групп, действующих в Казахстане. Это очень хороший показатель, характеризующий уровень внутриэлитного консенсуса в республике. «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, - заявил президент Назарбаев. - Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается».
Нурсултан Назарбаев мог позволить себе, не спеша, модернизировать политическую систему своей страны на десятилетия вперед. Президент за время своего правления сделал самое главное: воспитал ответственную политическую элиту Казахстана. За прошедшее десятилетие в стране вырос новый политический класс, который уже способен формировать не декоративный, а работающий Парламент. Система «аварийного» властвования уже исполнила свою роль. Пришло время перейти от режима «ручного» президентского управления к более демократичной и институционально-устойчивой форме правления - партийно-парламентской.
После реализации конституционного пакета поправок за президентом сохраняется очень важная функция - верховный арбитраж. Смысл доктрины арбитража - глава государства должен возвышаться над всеми политическими силами и гарантировать нормальное функционирование органов в рамках закона. Иными словами, президент оставляет за собой веское слово, которое может пригодиться в ключевые моменты преобразований в стране. Достаточно взглянуть на продолжающийся конфликт ветвей власти в соседней Украине, чтобы понять всю необходимость и обоснованность этого принципа.
В стремлении предоставить президенту статус верховного арбитра Казахстан не одинок. К примеру, во Франции президент является хранителем Конституции, гарантом независимости нации, территориальной целостности страны. Более того, своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства. Да и в целом, по масштабу проводимые сегодня в Казахстане конституционные реформы вполне можно сравнить с формированием Пятой французской республики. Исторический опыт показал, что устойчивость политического процесса может обеспечить только власть, возглавляемая национальным авторитетом, по типу режима «персональной власти» Шарля де Голля во Франции. Политическая практика второй половины ХХ века показала всю эффективность и стабильность политического строя Пятой Республики. Напомню, что когда «харизматический лидер» де Голль добровольно сошел со сцены, голлизм, как система, продолжал действовать.
Кстати, приведенная здесь аналогия с де Голлем иллюстрирует несостоятельность опасений, что нынешний президент Казахстана может превратиться в пожизненного правителя. На мой взгляд, и генерал де Голль, и президент Назарбаев в полной мере проявили не мелочную тягу «к сохранению власти любой ценой», но выдающиеся качества «отцов нации». Посудите сами, в короткий исторически срок Нурсултан Назарбаев создал на месте беднейшей советской республики новое, модернизированное, экономически процветающее государство. Фактически, президент Казахстана стал персональным гарантом стабильности и процветания в одном из потенциально взрывоопасных регионов мира - Центральной Азии.
Особенностью большинства постсоветских стран является то, что к действующему президенту, как к «некоронованному монарху», сходятся все ветви власти. Уже сегодня президентская власть, по сути, стоит над разделением властей. В новой редакции Конституции Казахстана эта тенденция усиления института президентства проведена более последовательно. Президент как носитель верховной власти не должен быть главным исполнителем социально-экономических программ, в противном случае его роль гаранта доверия нивелируется (что, к сожалению, мы и наблюдаем сегодня в СНГ и России). Он должен определять базовые направления государственной политики и осуществлять арбитраж по ключевым вопросам. Любой глава государства, рассматриваемый лишь как сменная «головная часть» от всесильного «правящего слоя», ставится заложником нетерпеливых претендентов на грядущее политическое наследство. Посудите сами, с введением поправок в Конституцию Казахстана дискуссия о преемнике Назарбаева потеряла всякую актуальность. Один из видных казахстанских оппозиционеров Ораз Жандосов откровенно выразился об этом шаге власти: «Это положительное решение, чтобы эта шантрапа не претендовала на наследство». О своевременности и точности выбранного решения красноречиво свидетельствует и политическая истерика Рахата Алиева, случившаяся с зятем президента сразу после опубликования конституционных поправок. Теперь внутриэлитной «схватке бульдогов под казахстанским ковром» положен надежный конституционный заслон - количество выборных сроков Президента, «отца нации», не должно быть ограничено. Подобная система исключит манипулятивную модель преемственности власти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции