Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
Юбилейный Каннский кинофестиваль в России пользовался особым вниманием прессы и публики. Еще бы! Сразу два русских фильма «Александра» режиссера А. Сокурова и «Изгнание» А. Звягинцева вошли в конкурсную программу самого престижного кинофестиваля Европы и мира.
Однако эти надежды оправдались только отчасти.
Русские остались без золотой пальмовой ветви, но актер Константин Лавроненко, сыгравший в фильме Андрея Звягинцева получил приз за лучшую мужскую роль фестивальной программы.
Лавроненко стал звездой три года назад, когда сыграл роль отца в фильме Звягинцева «Возвращение», который стал сенсацией на фестивале в Венеции. И вот новая сложная психологическая роль в фильме о семье. В предыдущем фильме актер блистательно исполнил роль властного отца. Отца, который вдруг вернулся в оставленную им семью, и принялся жестоко воспитывать двух сыновей. В новом фильме ситуация будет покруче, - жена сообщает мужу, что ждет ребенка и что этот ребенок не от него, и муж, измученный ревностью, настаивает на аборте. Ценой любви становится смерть.
Вот такая история в духе Федора Достоевского.
Приз в Каннах красноречиво говорит о победе русской психологической школы, где главное чувство всегда скрыто от глаз, где приходится играть, почти не играя, на нюансах и оттенках сокрытого. Все это полная противоположность американской манере игры, где наоборот - много мускулов, крика, истерики.
История русских актеров и режиссеров в Каннах складывалась весьма драматично. За все 60 лет фестиваля, мы только один единственный раз получили главный приз - Золотую пальмовую ветвь. Это случилось в 1958 году. Награду завоевал фильм Михаила Калатозова «Летят журавли».
Простая история о влюбленных, которых разлучила война, была снята с такой страстной экспрессией и виртуозной силой, что до сих пор шедевр Калатозова не устарел. Больше этот успех не повторил ни один русский фильм, хотя в разные годы призы за лучшую режиссуру, за лучший сценарий, за актерские работы получали фильмы «Солярис», «Ностальгия» и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Отец и сын» Александра Сокурова.
Пожалуй, ближе всех к высшей награде был «Солярис» Тарковского, мрачная антиутопия о контакте человека с внеземным разумом. Но ревнивый соперник Тарковского режиссер Сергей Бондарчук, входивший в состав жюри 1972 года, возражал против победы соотечественника, и Тарковский получил утешительный приз. Во всяком случае, так утверждает легенда. Разъяренный Тарковский даже не хотел выходить на подиум получать приз, его еле-еле уговорили соблюсти приличия.
Не менее драматично сложились отношения с Каннским кинофестивалем и у режиссера Александра Сокурова.
Пять раз его фильмы приглашались в конкурс, и только однажды режиссер был отмечен наградой. В этом году Сокуров даже не приехал на кинофорум, сослался на здоровье.
Между тем его фильм «Александра» в Каннах провожали овацией и криками браво...
Фильм Сокурова о бабушке, которая приезжает в воинскую часть, расположенную в Чечне, чтобы навестить своего внука. Роль этой бабушки исполняет одна из самых прославленных женщин России, знаменитая певица, жена (а теперь вдова) Мстислава Ростроповича - Галина Вишневская.
Пожалуй, только Сокуров мог получить согласие выдающейся дамы, красавицы, хозяйки собственной певческой школы, которая расположилась на первых этажах роскошного особняка певицы в центре Москвы, исполнить такую скромную роль. В платке, в простонародной одежде, в поношенной обуви, без привычного грима и драгоценностей певица мощно и убедительно сыграла характер современной русской женщины из народа. Она абсолютно убедительна и в этой роли и в этом фильме, который Сокуров снял скупо и страстно, в типичном минималистском ключе.
«Картина «Александра» сказал режиссер - «одна из наиболее важных работ в моей жизни, определенный этап. Это тот самый случай, когда потребность сделать фильм о добрых взглядах, добрых лицах совпадает с горячим желанием сохранить для истории великий дар этой актрисы, по-настоящему народной, по-настоящему российской. И, быть может, это одна из сказочных картин для меня, потому что в ней больше, чем в других я вижу мифологический подтекст. Очень много жду от этой картины для освобождения души».
Подводя черту под беглым обзором 60-летних отношений между Каннами и русским кино, нужно сказать, что Канны занимают двойственную позицию в мировой киноэстетике с одной стороны, им подавай элитарное авторское глубокое кино, с другой - чтобы оно было еще и кассовым и понятным.
Соответствовать этим двум критериям в одной ленте невозможно.
Комментируя свое участие в Каннах, Сокуров сказал, что создает кино, обращенное к одинокому человеку, и каждый раз удивлен, почему отборочная комиссия снова и снова приглашает его ленты для участия в пышном гламурном зрелище.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции