ПАРИЖ, 28 мая - РИА Новости, Юлия Горбылева. Решение жюри 60-го Каннского фестиваля свидетельствует о популярности и продвижении социально-политического мрачного и пронзительного молодого кинематографа. Такое мнение высказывают некоторые французские аналитики.
Главную награду 60-го Каннского фестиваля - Золотую пальмовую ветвь - получил в фильм молодого румынского режиссера Кристиана Мунгиу "Четыре месяца, три недели и два дня".
Вторую по значению награду "Гран При" получил фильм японского режиссера Наоми Кавасе "Утренний лес", призом за лучшую режиссуру был удостоен французский фильм американского режиссера Джулиана Шнабеля "Скафандр и бабочка", за лучший сценарий награду получил немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин (фильм "На другой стороне").
Приз за лучшую мужскую роль был отдан российскому актеру Константину Лавроненко, а за женскую роль - корейской актрисе Чон До Ен. Призом жюри были удостоены ирано-французский мультипликационный фильм и мексиканская картина.
"Список награжденных фильмов отражает намерение посмотреть в будущее современного кинематографа", - отметил делегат от актеров фестиваля Тьерри Фремо, слова которого приводятся в понедельник во французских СМИ.
"Присудив главную награду фестиваля румынскому режиссеру, члены жюри не только проявили безупречный вкус и показали дерзкую проницательность, но и открыли секрет, о котором известно только киноманам: через несколько лет Румыния, которая выходит из политического пространства, регламентированного властями, станет, возможно, новой гаванью кинематографа", - отметил эксперт Филипп Азури в газете "Либерасьон".
По его мнению, за последние пять лет в румынском кинематографе появились молодые режиссеры, которые готовы засвидетельствовать все болезненные перемены, происходящие в румынском обществе после эпохи президента Чаушеску. Жюри Каннского фестиваля выбрало "хороший фильм в хороший момент", присудив ему Золотую пальмовую ветвь.
Режиссер Мунгиу, в свою очередь, сказал, выступая после получения награды, что данный приз свидетельствует о долгожданном внимании мирового кинематографа к малобюджетному, но социально и художественно значимому кино "малых стран".
"Наконец пришло то время, когда больше не надо вкладывать огромные деньги и задействовать звезд, чтобы рассказать историю, которую услышит весь мир... Надеюсь, что Золотая пальмовая ветвь послужит "хорошей новостью" для "малых" режиссеров "малых" стран", - сказал он.
Как отметил кинокритик Жерар Лефор в газете "Либерасьон", присуждении главного приза Каннского фестиваля румынскому режиссеру говорит не только о его таланте, но и о возрождении восточно-европейского кинематографа.
"Кинематограф, как и все в Восточной Европе, начинает возрождаться после падения Берлинской стены из апокалипсиса, как эстетического, так и финансового", - подчеркнул он.
В то же время многие эксперты с недоумением отмечают, что так широко представленное на фестивале американское кино было отмечено только незначительным "Призом 60-го фестиваля", который получил Гас Ван Сент за фильм "Параноидальный парк".