ГААГА, 28 мая - РИА Новости, Андрей Поскакухин. В понедельник исполняется 75 лет со дня завершения строительства в Нидерландах знаменитой Заградительной дамбы, которая позволила создать крупнейший в стране резервуар пресной воды, осушить новые площади и защищает значительную часть севера Нидерландов от наводнений.
По дамбе проложена кратчайшая автодорога между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Длина дамбы - 32 километра, ширина - от 85 до 125 метров, высота над уровнем моря - 7,5 метра.
В течение всего нынешнего года в Нидерландах транслируются телепередачи, проходят выставки, марафоны, гонки парусных судов и разнообразные праздничные мероприятия, посвященные юбилею Заградительной дамбы.
Проект этого впечатляющего сооружения был разработан талантливым голландским инженером Корнелисом Лели в первой половине прошлого века. Это сложное по тем временам инженерное сооружение и сейчас поражает своей смелостью и точностью расчетов, произведенных без компьютеров и сложных измерительных приборов.
Строительство Заградительной дамбы велось в значительной степени вручную с помощью лопат и тачек. Стройматериалы доставляли морскими судами. Для создания тела плотины использовались оставшиеся в Северной Голландии со времен ледникового периода базальтовые плиты и ледниковая мука с галькой.
Когда 28 мая 1932 года был закрыт последний узкий проход между двумя частями дамбы, залив Зейдерзее оказался отделенным от моря и был переименован в озеро Эйсселмеер. Вскоре приток воды из рек сделал его пресным. Благодаря дамбе, были осушены обширные территоррии бывшего залива, в том числе - полдер Флефоланд, содание которого было завершено в 1968 году и который стал основой территории новой одноменной нидерландской провинции. Ее население на сегодняшний день превышает 365 тысяч человек.
Хотя изначально эти осушенные земли планировалось использовать, прежде всего, в сельскохозяйственных целях, сейчас там построены новые города, зоны отдыха, посажены леса, созданы обширные заповедники и природоохранные зоны.