27 мая 1878 года родилась американская танцовщица Айседора Дункан. В историю мирового искусства она вошла прежде всего как основоположница нового направления в танце - так называемого свободного танца.
Свободный танец стоял у истоков танца модерн. Главной его особенностью было освобождение от традиций балета и слияние c жизнью. Для основателей этого направление, прежде всего для Дункан, свободный танец стал особой жизненной философией. От него ждали трансформации самой жизни, он должен был изменить мировоззрение.
В танце Айседора Дункан использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма. Она всегда танцевала босиком.
Но новаторство Дункан в танце - это совсем не то, за что ее помнят в нашей стране. Ведь в истории России Айседора Дункан навсегда останется женой "последнего поэта деревни" - Сергея Есенина.
До встречи с поэтом Дункан пришлось пройти через множество испытаний, страданий и жизненных потрясений. Ее отец оставил жену еще до рождения Айседоры. В 13 лет маленькая Айседора бросила школу, а в 18 - уехала покорять Чикаго. Там и началась череда бурных романов Айседоры. Она чуть не вышла замуж на бедного поляка Ивана Мироски, однако он оказался женат.
Вслед за Мироски у Айседоры случился бурный роман с актером Оскаром Бережи. С ним она познакомилась в Будапеште. Дело дошло даже до помолвки, но она, в конце концов, была расторгнута - Бережи предпочел девушке карьеру.
После романа с Гордоном Крегом, театральным постановщиком, Айседора в 29 лет родила девочку. Однако Крег так и не женился на Дункан.
В конце 1907 года Айседора выступала с концертами в Петербурге. Там она познакомилась со Станиславским, который восхищался ее талантом на сцене. Дункан хотела, чтобы его эстетическое восхищение переросло в нечто большее. Однажды она даже осмелилась поцеловать его в губы. Этот эпизод она подробно описала в своей автобиографии. У Станиславского "был страшно удивленный вид... он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: "Но что же мы будем делать с ребенком?" "Каким ребенком?" - поинтересовалась я. "Нашим, конечно". Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел".
Однажды Айседора познакомилась с сыном Зингера, изобретателя швейной машинки, - Лоэнгрином, как называла его Дункан. Они много путешествовали вместе, у них родился сын Патрик. Но Зингер был слишком ревнив, а Айседора не хотела отказывать себе в удовольствии наслаждаться вниманием многочисленных поклонников. В результате отношения Дункан и Зингера дали трещину.
Через некоторое время Айседоре Дункан пришлось пережить величайшую трагедию в своей жизни - оба ее ребенка погибли.
В 1921 году Луначарский предложил Дункан открыть в Москве школу танцев и пообещал ей финансовую поддержку. Но обещаний хватило ненадолго. Дункан уже собиралась уехать в Европу, однако именно в это время и начинается ее роман с Сергеем Есениным. Танцовщица остается в России.
Поэту было 27 лет, а Айседоре - 43 года. Несмотря на это, они быстро сблизились, и 2 мая 1922 года был зарегистрирован их брак. Злые языки твердили, что Есенин был влюблен не столько в саму Дункан, сколько в ее мировую славу.
Перед бракосочетанием Айседора попросила исправить в паспорте дату своего рождения. Она была старше Есенина на 16 лет и боялась, что мужу это будет неприятно во время церемонии. Однако насколько изменили ее возраст - так и осталось загадкой.
Брак Дункан и Есенина продлился недолго. Он изначально был весьма странным с точки зрения традиционного представления о семье. Ведь Айседора не знала русского, а Есенин не говорил по-английски. Супруги объяснялись либо жестами, либо через переводчика.
Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда он кричал на жену и даже бил ее. Говорят, что молодой поэт так и не смог смириться с тем, что его считают лишь мужем великой танцовщицы. Вскоре Есенин и Дункан развелись.
Айседора пережила Есенина на 2 года. В 1925 году поэт повесился в гостинице "Англетер". А в 1927 году произошла трагедия с Дункан. Она отправилась на автомобильную прогулку, обмотавшись большим красным шарфом. Край шарфа случайно зацепился за колесо автомобиля и задушил Айседору.
Так неожиданно оборвалась жизнь Айседоры Дункан, танцовщицы, неповторимо прекрасной на сцене и неповторимо несчастной в личной жизни. А танцевать она начала еще в утробе матери. Дункан так и пишет в своей автобиографии: "Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников