80 лет назад (1927) умер Борис Михайлович КУСТОДИЕВ (1878-1927), живописец, график и театральный художник
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е.Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста. В 1906 он стал членом объединения «Мир искусства». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане - «русские Венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина) подобны красочным снам о старой России. Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и пейзажи, сказочные фантазии, гротеск и бурлеск, истинную монументальность с карикатурой, широту декоративного чувства с педантичной «этнографией». Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Какая глупость! Все мои картины сплошная иллюзия...». Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик»). Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова; «Русь» Е.И.Замятина) и сценографии («Блоха» Замятина в МХТ). Умер Борис Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
185 лет назад (1822) родился Эдмон ГОНКУР, французский писатель
Эдмон Гонкур родился в Нанси в обеспеченной семье. Учился в Париже. Вместе с братом Жюлем, с которым, выполняя предсмертную просьбу матери, практически не расставался, писал исторические трактаты, в том числе «Историю французского общества в годы революции» (1854) и «Жизнеописания 18-го столетия» (1957-1858), а также критические статьи по искусству, опубликованные впоследствии отдельным изданием в трехтомнике «Искусство 18-го столетия» (1859-1875). Из романов, написанных братьями Гонкурами , выделяются «Рене Мопрен» (1864), «Жермини Лассерте» (1865) и «Мадам Жервезе» (1869). После смерти Жюля Гонкура Эдмон написал еще ряд произведений, в том числе романы «Братья Земгано», «Актриса Фостен». В 1851 году братья Гонкуры начали вести дневник. Этот дневник, который Эдмон продолжал вести до последних дней своей жизни, был полностью опубликован в 1956-1958 годах в 22-х томах. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896 года. По его завещанию в 1896 году была основана Гонкуровская академия, которая ежегодно с 1903 года присуждает Гонкуровские премии за достижения в жанре романа.
95 лет назад (1912) родился Янош КАДАР, венгерский государственный и политический деятель
Янош Кадар (настоящее имя - Янош Чермани) родился в Фиуме (южная Венгрия). Работал механиком. В 17-летнем возрасте вступил в профсоюз металлистов. В 1931 году стал членом Коммунистической партии Венгрии (КПВ). В годы войны был одним из организаторов антифашистского Движения сопротивления Венгрии, принимал участие в создании антифашистского Венгерского фронта. После освобождения страны, в апреле 1945 года, избран депутатом Временного национального собрания (парламента) Венгрии, одновременно являлся членом Политбюро ЦК Венгерской коммунистической партии и секретарем Будапештского горкома партии. В 1946 году стал заместителем генерального секретаря ЦК ВКП. После установления в Венгрии однопартийной политической системы и принятия Конституции социалистической Венгерской Народной Республики, в 1948-1950 годах одновременно занимал посты министра внутренних дел и заместителя генерального секретаря ЦК Венгерской партии трудящихся (ВПТ - переименованной ВКП). В 1951 году был арестован по политическому обвинению. В 1954 году освобожден из тюремного заключения и реабилитирован. В 1954-1956 годах работал на посту секретаря столичного райкома, затем - Пештского обкома партии. В июле 1956 года избран секретарем ЦК ВПТ. В ноябре 1956 года, после подавления восстания в Будапеште, стал председателем правительства Венгрии. На протяжении 33 лет (1956-1989) возглавлял Венгерскую социалистическую рабочую партию. В 1960-е годы Кадар был, пожалуй, самым популярным из восточноевропейских коммунистических лидеров. В конце 1960-х под его руководством были проведены либеральные экономические реформы, возродившие в стране частное предпринимательство. В 1968 году Кадар предложил модель «нового экономического механизма», в рамках которого государственные предприятия получили относительную свободу в принятии решений. Была разрешена деятельность большого числа частных предприятий. Политика, проводимая Кадаром, способствовал превращению Венгрии в 1970-х годах в одну из наиболее процветающих стран советского блока, ее экономика заняла лидирующее положение среди социалистических стран. В 1980-х годах экономический спад и нарастающие внутриполитические проблемы привели к снижению влияния Кадара на положение в стране и в партии. В мае 1988 года на Пленуме ЦК ВСРП Янош Кадар был освобожден с поста генерального секретаря и избран на пост председателя ВСРП. В мае 1989 года он был освобожден от обязанностей председателя и члена ЦК ВСРП по его просьбе. Кадар скончался 6 июля 1989 года, похоронен на Керепешском кладбище в Будапеште.
102 года назад (1905) родился Альдо ГУЧЧИ, известный итальянский модельер
Фирма Гуччи (Gucci) была основана во Флоренции на рубеже XIX и XX веков. Началось все с того, что шорник (седельных дел мастер) Гуччио Гуччи в 1906 году открыл свою первую мастерскую под названием «Дом Гуччи». Вскоре Гуччио покинул родину и стал метрдотелем знаменитого отеля «Савой» в Лондоне. Именно тогда он полюбил сдержанную английскую роскошь. В 1922 году, вернувшись в родную Флоренцию, усердно занялся высококачественной обработкой кожи и вскоре открыл собственную маленькую мануфактуру. Первый открытый им магазин занимался продажей различных аксессуаров для наездников: седел, уздечек, произведенных в собственной мастерской. Со временем приобретение постоянной клиентуры позволило расширить ассортимент и перейти к выпуску чемоданов, дорожных сумок и других дорожных аксессуаров. Во время второй мировой войны кожи стало не хватать, и Гуччи был вынужден заняться производством изделий из парусины, которые он, несмотря на все трудности, украшал изысканной кожаной отделкой. В 1938 году Гуччи открывает магазин на одной из самых престижных улиц Рима. В это же время семья Гуччи превращается в клан, к бизнесу отца присоединяются сыновья Альдо , Уго, Васко и Родольфо. К сороковым годам ХХ века весь Апеннинский полуостров был заполонен бутиками Гуччи. Прославившая марку кожа дополняется шелковыми платками и галстуками «от Альдо Гуччи», которые становятся знаменитыми. После смерти отца в 1953 году именно Альдо Гуччи возглавил семейный бизнес. В его правление Дом Гуччи начинает производство элитных часов. Фирма Гуччи процветала и развивалась. Кожаные изделия, фарфор и шелковые шарфы принесли Дому Гуччи популярность и всемирную известность. А в 1970 году Альдо Гуччи решил создать дорогие духи. Так была открыта первая парфюмерная линия фирмы - Гуччи № 1. В начале 1990-х годов с Гуччи начал сотрудничать молодой американский дизайнер Том Форд, быстро завоевавший уважение и известность в мире моды. Он превратил Гуччи в огромную империю по производству одежды, обуви, аксессуаров и парфюмерии. Во многом благодаря Форду продукцию Гуччи отличают высокое качество, оригинальный дизайн и разнообразие. Среди поклонников фирмы - аристократы, голливудские звезды, популярные певцы. Одежда и духи от Гуччи считаются символом престижа и супермодного современного стиля.
100 лет назад (1907) родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, участник беспосадочных перелетов Москва - остров Удд и Москва - Северный полюс - США (с В.П.Чкаловым и А.В.Беляковым)
В первой половине ХХ века завоевать рекорд дальности по прямой (кратчайшее расстояние между точками взлета и посадки) стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. Так, в 1931 году рекорд завоевали США (8560 километров, в 1932 году он перешел к Англии (8544 километра), затем к Франции (9104,7 километра). В конце 1931 года в СССР было принято решение о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. К проектированию такой машины приступило конструкторское бюро А.Н.Туполева. Конструкторской бригадой руководил П.О.Сухой. В 1933 году был построен первый образец самолета АНТ-25. На нем в сентябре 1934 года экипаж М.М.Громова установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому кругу. В августе 1935 года Герой Советского Союза полярный летчик С.А.Леваневский, второй пилот Г.Ф.Байдуков и штурман В.И.Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Но летчиков постигла неудача - неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот, Байдуков, верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Он увлек идеей перелета через Северный полюс в США легендарного летчика-истребителя В.П.Чкалова. Весной 1936 года сформировавшийся экипаж - В.П.Чкалов (командир), Г.Ф. Байдуков (второй пилот) и А.В.Беляков (штурман) - обратился к Г.К.Орджоникидзе с просьбой разрешить им перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. Решение Правительства - полет разрешить, но не через Северный полюс, а по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский. 14 июля 1936 года вышло Постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О беспосадочном полете на самолете РД» экипажа Чкалова. В связи с тем, что до Камчатки дальность значительно меньше, чем мог преодолеть АНТ-25, экипаж убедил правительство утвердить маршрут Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-на-Камчатке - Охотское море - остров Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с посадкой в Хабаровске или Чите. Полет начался в 2 часа 45 минут по Гринвичу 20 июля 1936 года. Проходил в тяжелых метеорологических условиях. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория (82-й градус северной широты). Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25. Полет завершился 22 июля 1936 года на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре. Полет экипажа Чкалова через Ледовитый океан на Дальний Восток удивил авиационный мир. Одномоторный АНТ-25 за 56 часов 20 минут преодолел 9374 километров пути, из них над Баренцевым морем, Северным Ледовитым океаном, Охотским морем пролетел 5140 километра. Английский маршал авиации Джон Салмонд тогда сказал: «Перелет Чкалова и его спутников поражает человеческое воображение своей грандиозностью. Чудесна сила авиационной техники, которая позволяет преодолеть без остановки такие колоссальные пространства, к тому же явно недоступные для другого вида транспорта. Перелет был совершен советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащенность Советской страны». После удачного завершения перелета В.П.Чкалову, Г.Ф.Байдукову и А.В.Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза. 13 августа 1936 года Политбюро приняло решение о переименовании островов Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалов, Байдуков и Беляков соответственно.
94 года назад (1913) в Петербурге успешно прошел испытания в полете первый в мире тяжелый многомоторный самолет «Русский витязь» конструкции Игоря СИКОРСКОГО
26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь». Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации. Через два с половиной месяца этот же самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе один час 54 минуты с семью пассажирами на борту. «Русский витязь» стал родоначальником всех многомоторных тяжелых самолетов в мире. После гимназии и учебы в Морском кадетском корпусе Сикорский во Франции учился воздухоплаванию в технической школе Дювиньо де Ланно. Вернувшись на родину, Сикорский в Киевском политехническом университете организовал и возглавил студенческое авиационное общество. Однако первая разработка Сикорского - вертолет (геликоптер) с двумя вращающимися в разных плоскостях винтами мог поднять в воздух только свой вес в 180 килограммов (без пилота). Но уже в 1910 году Сикорский построил биплан С-2, он поднимался на 180 метров, это был всероссийский рекорд. Через год новая модель уже С-5 летала на полукилометровой высоте целый час. В 1914 году изобретатель уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец» с 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. 23 декабря 1914 года решением военного министра России было введено в действие положение «Об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Задуманный как транспортный, самолет был переоснащен: мог нести до 780 килограммов бомб, 8 пулеметов «Максим» и экипаж до 10 человек. «Муромцев» всего было построено 80. После Октябрьской революции Сикорский эмигрировал в Америку. В США к апрелю 1924 года был готов его первый американский самолет S-29A. Созданный позже самолет-амфибия S-38 принес ему крупный успех и заказы компании «Pan-American». Летающая лодка Сикорского S-42 в 1934 году устанавливала один за другим мировые рекорды грузоподъемности и скорости. В 1952 году его S-52 совершил первый перелет через Атлантику и Тихий океан с дозаправкой в воздухе, а следующая модель S-55 вообще не знала себе равных. Сикорским созданы вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты-тральщики, турбинные вертолеты с убирающимися шасси и 15 типов самолетов.