Лилия Ковалева, РИА Новости.
24 мая Светлана Тома, блистательно сыгравшая в 1976 году в фильме "Табор уходит в небо" красавицу-цыганку Раду, отметила юбилей.
Некоторым актерам человеческий опыт мешает. Их жизнь не интереснее выдумки, с которой они выходят на сцену или на площадку, где снимается кино. В жизни Светланы Тома, которой в разное время присваивали звание лучшей актрисы года, страны - все по-другому.
События прошедших дней эмоционально перехлестывают роли, сыгранные ею в разных жанрах - от трагедии до мелодрамы...
Ныне Светлана Тома - народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России. Она закончила Кишиневский институт искусств имени Г.Музыческу, хотя вначале поступала на юридический. Ее родители и многочисленные тетушки со стороны матери, которые принимали активное участие в воспитании Светы, видели ее в своих мечтах доктором права. В детстве именно от тетушек, которые не имели своих детей, она получила воспитание вполне светское. С младенчества ее строго учили этикету: как держать руки, локти, спину. Досконально объясняли назначение вилок, ножей, ложек за обеденным столом. В этом в общем-то совсем неплохом воспитании была главная положительная сторона: девочку буквально заставляли читать русскую классику: Пушкин, Толстой, Чехов... Кроме того, в ее обязанность входило ведение ежедневного дневника.
Светлана признается, что и сейчас она аккуратно записывает яркие события своей жизни.
Случай или Судьба? Но в Кишиневе, на троллейбусной остановке, Светлана Фомичева (Тома - это псевдоним) привлекла внимание актера Михаила Бадикова. Он тогда готовился сниматься у молодого 29-летнего режиссера Эмиля Лотяну в фильме "Красная поляна". "Я нашел ее", - вскричал Бадиков по-молдавски и уговорил девушку дать ему номер ее телефона, объяснив, что нужна актриса для съемок в кино. Для красавицы Светланы внимание со стороны мужчины было не внове. Но Бадиков вызывал доверие, и она оставила свои координаты.
Буквально на следующий день ей позвонили. И хотя голова абитуриентки была забита подготовкой к вступительным экзаменам на юрфак, она все-таки нашла время зайти в студию.
- Что будете читать? - спросил красавец-режиссер Лотяну, одетый в белый, с иголочки, моднющий костюм.
- Наша Таня громко плачет, - дерзко ответила Светлана.
Лотяну не стал вступать с ней в полемику, а просто попросил ассистентов сделать "пробы". Через неделю Светлану утвердили на главную
роль. А нашедший юную актрису Бадиков сыграл ее отца. Как ни умоляли тетушки, Светлана не стала сдавать экзамены на юридический. Хотя ее отец потребовал с Лотяну расписку, что тот не будет в дальнейшем мешать ее учебе и "оставит девушку в целости и сохранности".
Но в итоге все пошло вопреки желанию родителей. Съемки были долгие.
Режиссер на репетициях вел себя ужасно, срывался, кричал: "Бездарность!"
Светлана поначалу была в отчаянии. Дома у них никто никогда не повышал голоса.
Да и киношные тяготы оказались не шутками. Эмиль Лотяну, увидев очень красивую девушку, пытался довести ее "до полного совершенства". Чтобы спина стала идеально прямой, ей привязывали к лопаткам палку. А на лодыжки, чтобы бегала, как лань, надевали тяжелые гири. В итоге Лотяну добился своего. На экране Светлана порхала словно газель.
Но сразу после съемок юная актриса обнаружила, что Эмиль с ней стал необыкновенно нежен и заботлив. Дарил чайные розы, кормил вкусными экзотическими яствами собственного приготовления. Словом, этих людей связали странные, прекрасные и ... мучительные отношения, которые называют любовью. Все было совсем не просто. Они не могли уже жить друг без друга. Но в примитивно-бытовом смысле что-то не складывалось. Светлане, как всякой молодой женщине хотелось иметь семью, свадьбу, фату и белое платье. Но в этом дуэте стиль жизни диктовал Лотяну, в силу того, что он был старше по возрасту, очень самоуверенный, не терпящий возражений. Он жил так, как хотел...
Конечно, долго терпеть такое не всякая женщина сможет. Светлане как-то режиссер Владимир Венгеров предложил роль цыганки Маши в экранизации "Живого трупа". Роль, о которой мечтает любая актриса. Ее партнерами стали Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили. Конечно же, она согласилась. Но время съемок совпало с созданием нового фильма Лотяну "Это мгновение", в котором он написал главную роль специально для Светланы.
Он всегда сам писал сценарии. К тому же актрисе не показали телеграмму из Керчи, где был в то время Лотяну - боялись сорвать съемки "Живого трупа" в Ленинграде, которые уже шли к завершению. Светлана не явилась в Крым - Эмиль был взбешен и тут же взял на главную роль другую актрису, порвав со Светланой все отношения...
Да ведь "свято место пусто не бывает". И неожиданно для актрисы, почти без ухаживаний, посватался к Светлане голубоглазый красавец, блондин польских кровей Олег Лачин. Они учились на одном курсе. Вымотанная неординарными отношениями с Лотяну, Светлана согласилась стать его женой.
Вскоре у них родилась дочь Ирина. Но опять на пути Светланы возник Эмиль, пригласив ее играть в фильме "Лаутары" роль женщины, которая расстается с любимым. Актриса не могла отказаться. Отправилась в Карпаты на съемки с 2-месячной дочкой и мамой. Работа предстояла в полевых, походных условиях.
В небольшой роли в этом фильме Лотяну снял и мужа Светланы - Олега Лачина. Но молодую семью уже поджидала трагедия. Случайно и глупо погиб муж - Олег, не справившись с управлением моторной лодкой. Горе Светлане пришлось заглушать работой. И опять в ее жизнь ворвался Лотяну. И хотя теперь они виделись непостоянно, их чувства не угасали.
Именно тогда Лотяну начал снимать "Табор уходит в небо". Светлана - в главной роли Рады, которая сделала актрису мега-звездой в глазах миллионов восхищенных зрителей. Сама Тома считает эту роль весьма тяжелой по части физических испытаний. Съемки в Карпатах: жара, пылища, трудная жизнь в настоящем цыганском таборе. Режим нечеловеческий. Подъем в 5 утра. Работа до изнеможения заканчивалась далеко за полночь. И режиссер опять кричит: "Это плохо! Это бездарно!" Но, как поняла потом Светлана, Лотяну создавал таким образом накал страстей на экране. И получалось в итоге максимальное эмоциональное напряжение для зрителей...
В Сан-Себастьяне "Табор" получил Гран-при - "Большую золотую раковину". А Тома - огромное количество международных призов, и главное - популярность и признание.
Однако вскоре после "Табора" Светлана Тома перестала быть главной героиней фильмов Лотяну. Его стал занимать образ, в который она не вписывалась...
Светлана же обрела, наконец, психологическую свободу. Будучи человеком талантливым и самодостаточным, она ощущает сегодня себя счастливой. Только порой задумывается, было ли свободолюбие заложено в ее характере изначально или его взрастил своим слишком неровным нравом Эмиль?
С тех давних пор Светлана Тома снялась в нескольких десятках фильмов. Но звонкую славу "Табора" ни один из них не смог приглушить. Как ту сумасшедшую любовь, которую она там сыграла и ... прожила.
В театре Тома после окончания института играла всего лет пять. Потом - много снималась. В последнее время театр снова обрел для нее потерянный смысл.
- В кино не успеваешь подружиться со своей ролью, как наступает пора прощаться, - говорит сегодняшняя Тома. - В театре - другое дело. Твоя роль - как младшая сестра. Учишь ее, беспокоишься, и сама перенимаешь у сестрицы какие-то жесты, походку, черты характера. Вместе взрослеем, вместе делаем ошибки, влюбляемся. И так от спектакля к спектаклю...
Яркая женская индивидуальность - природное изящество, редкая красота темных "говорящих" глаз на лице с безупречно правильными чертами - все это делает актрису Светлану Тома и сегодня востребованной как в кино (она снимается в сериалах и фильмах молодых режиссеров), так и в театре.
Она с удовольствием участвует в антрепризных спектаклях. Один из последних - "Заложники любви" драматурга Юрия Полякова. У пьесы есть и другое название, которое больше нравится Тома - "О любви и не только". Кстати, на разных сценах в разных городах спектакль называют по-своему. Потому что он о вечных темах: о преданности, верности, смерти, об отношении тех, кто остается жить дальше, к тем, кто ушел.
Тома считает, что антреприза дает большую свободу актеру. В антрепризе можно показать больше эмоций, а это та подпитка для актера, без которой он не может существовать.
Дочь Светланы - Ирина Лачина - тоже сегодня известная актриса. Многие считают, что и внешне, и по психотипу мать и дочь похожи. А вот очаровательная внучка Маша - юная девушка уже из поколения будущего.
Светлана Тома гордится, что родилась весной, когда природа просыпается и оживает. Актриса любит сирень, тюльпаны, ландыши - у этих цветов, по ее мнению, запах весны.
К юбилею относится философски. Считает, что у человека день рождения - каждый день. Просыпаясь утром, мы рождаемся заново. Потому что новый день не похож на прошедший. И надо быть благодарным этому новому утру, считает Тома, новому дню и, конечно, Дню рождения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции