Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.
"Заставить разнообразие работать" - этот девиз проходившего с 18 по 20 мая в Иордании Всемирного экономического форума по проблемам Ближнего Востока весьма актуален сегодня для этого региона и мира в целом.
На фоне региональных кризисов (конфликтов в Ираке и Ливане, палестино-израильского противостояния) иорданский форум представляется достаточно уникальным явлением для ближневосточной политики. Традиционно он собирает вместе более 1000 участников, придерживающихся порою противоположных точек зрения на происходящее в регионе: иранцев и израильтян, суннитов и шиитов, представителей радикальных религиозных течений и поборников светского развития Ближнего Востока, политических эмигрантов и представителей региональной политической элиты. Дискуссии, ведущиеся здесь необычайно откровенны. И хотя участники не приходят в их рамках к единому выводу, а озвученные идеи зачастую остаются только на бумаге - ни одно другое мероприятие не отражает столь ярко всех региональных проблем, а главное того, чем живет Ближний Восток.
Спектр обсуждаемых в рамках форума вопросов необычайно широк (здесь и судьбы молодежи, и перспективы экономического развития, и экология, и решение региональных конфликтов). Однако о чем бы не шла речь, все дискуссии в этом году неизбежно сводились к тому, что стабильность и процветание Ближнего Востока возможны только при условии, если все составляющие регионального разнообразия будут взаимодействовать, а не конфликтовать.
Организаторы «Ближневосточного Давоса» сконцентрировали внимание именно на проблемах взаимодействия - развитых и развивающихся государств, мусульман и христиан, стран Запада и Востока, исламского и арабского мира.
Так в ходе одной из многочисленных дискуссий форума иранский аналитик Карим Саджадпур, представляющий Международную Группу по предотвращению кризисов, отметил, что вопрос об изменениях в социально-экономической и политической жизни региона должен волновать не только тех, кто находится на Ближнем Востоке, но и на Западе. Ведь около 20 миллионов мусульман живут в западных странах.
Высокообразованная часть мусульманской диаспоры на Западе имеет достаточно возможностей, чтобы оказывать существенное влияние на западное общественное мнение и политику. И не секрет, что именно мусульмане, живущие на Западе, зачастую являются самыми ярыми сторонниками политических и экономических преобразований в странах, выходцами из которых являются.
Впрочем, для того, чтобы оказывать влияние на политику западных стран можно и не принадлежать к интеллектуальной элите. Уже сам по себе фактор роста мусульманской диаспоры на Западе приводит к существенным изменениям во внешней и внутренней политике многих государств. И выясняется, что вызовы, с которыми сталкиваются на Востоке, во многом актуальны и для Запада. Так резюме дискуссии «Ислам, идентичность и интеграция: поиски гармонии» сводится к тому, что усилия по примирению западного и исламского видения являются реальностью общественной жизни не только для Ближнего Востока, но также и для мусульманских общин в Европе и США.
Но речь на форуме шла не только о представителях Востока на Западе, но и наоборот. Так, королева Иордании Рания предложила западным многонациональным корпорациям выступить в качестве «послов мультикультурного мира». По ее мнению, бизнесмены, работающие на Ближнем Востоке, порою разбираются в региональных реалиях куда лучше многих западных политиков. Королева отметила, что если бизнесмены будут играть лидирующую роль в достижении «мультикультурного понимания», то это будет не только их моральной заслугой, но и будет способствовать увеличению их доходов.
Действительно, конфликты в регионе не способствуют стабильной работе многонациональных корпораций, их деятельность могла бы быть более эффективной, в случае, к примеру, открытого взаимодействия между Израилем и странами Персидского залива, нормального функционирования американских компаний в Иране, обеспечения безопасности в Ираке. По сути, речь идет о концепции «Нового Ближнего Востока», о которой много говорилось в середине 1990-ых гг., когда ближневосточный мирный процесс развивался наиболее успешно. Но она так и осталась на бумаге. Неслучайно, одна из дискуссий иорданского форума называлась «Новый Ближний Восток - возможно ли это?».
Идея «Нового Ближнего Востока» подразумевает не только создание условий для мира в регионе, но и его модернизацию.
Это именно то, о чем говорил король Иордании Абдалла II, открывая форум. Он призвал всех участников подумать о будущем региона и о подготовке его к тому «дню, который придет после того, как наступит мир». Тогда, по его словам, Ближний Восток столкнется с другими важными вопросами - как управлять ограниченными водными ресурсами, улучшить инфраструктуру и найти работу для 200 миллионов молодых людей в арабских странах младше 24 лет.
И, как следует из завершившихся на форуме дискуссий, ответственность за решение этих вопросов в равной степени лежит и на странах региона и на внешних силах. Стабильность и экономическое развитие Ближнего Востока не могут быть достигнуты без совместных усилий. Тем более, события, происходящие там, отражаются и на мире в целом - странах Запада, России, и многих других регионах мира - от Африки до Юго-Восточной Азии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции