Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
В начале двадцатых чисел мая США предстоит провести переговоры с Чехией и переговоры с Польшей по вопросу размещении на территории этих стран своей системы противоракетной обороны. Очевидно, что Вашингтон в ходе переговоров в Праге и Варшаве постарается заручиться определенной гарантией со стороны правительств этих стран относительно реализации своего плана.
План США по размещению в Польше и Чехии базовых элементов своей противоракетной обороны уже был близок к тому, чтобы стать источником новой «холодной войны». Все косвенные основания для этого были. Москва сразу заявила, что выступает против присутствия базовых элементов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, а все объяснения Пентагона, что размещаемая в Европе американская ПРО нужна для защиты от иранских и северокорейских ракет, Москву не убедили.
Что касается Польши, на территории которой планируется размещение 10 антиракет шахтного базирования, то вопрос этот, скорее всего, уже решен.
Несколько по-другому обстоит дело с Чехией, где парламентская оппозиция требует проведения референдума по вопросу размещения на своей территории американского радара в интересах своей ПРО. Как показал опрос, проведенный чешским исследовательским центром Ipsos-Tambor, более 55% опрошенных высказались против появления в своей стране американского радара. Поэтому многое зависит от чешского правительства, которое пока не намерено проводить всенародного голосования.
Предстоящие чешско-американские переговоры в Праге станут уже вторым раундом. Американская сторона, естественно, хотела бы получить ответ на вопрос, насколько надежно США могут рассчитывать на размещение радара в Чехии. После недавнего визита Кондолизы Райс в Москву это обстоятельство должно иметь для Вашингтона принципиальное значение. В российской столице Кондолизе Райс было вновь заявлено, что Россия придерживается своих прежних, ранее озвученных позиций. Райс со своей стороны заявила, что США не откажутся от своего плана по размещению ПРО в Европе и, более того, не позволят кому бы то ни было наложить на него «вето».
И в этой ситуации, до конца не утрясенный вопрос с Прагой относительно перспективы размещения американского радара в Чехии, заметно усилит позиции Москвы на российско-американских переговорах по ПРО. Переговоры намечены на начало осени в Москве. Пройдут они в формате «два на два» - с каждой стороны министр иностранных дел и министр обороны.
По словам Кондолизы Райс, подобный формат позволит «минимизировать недопонимание», существующее между двумя странами. Скорее всего, такой формат был предложен американской стороной, и он ей явно на руку, т. к. исключает участие в переговорах главного оппонента американской ПРО в Европе - российский Генштаб.
Последний Совет Россия - НАТО, прошедший в Брюсселе буквально накануне визита Кондолизы Райс в Москву на уровне начальников главных (генеральных) штабов, оказался полностью провальным. По главной теме «американская ПРО в Европе» стороны так и не нашли общего языка.
Как прокомментировал российскую позицию начальник Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский, оценки Пентагоном перспектив создания Ираном своего ракетного потенциала являются «крайне завышенными и нереалистичными», поэтому не могут служить «основанием для обоснования целесообразности» развертывания в Европе американских стратегических средств ПРО. Подобные шаги, процитировал российского президента Балуевский, лишь способствуют созданию в Европе «новых берлинских стен».
Возможно, в отсутствие Генштаба и при молчаливом согласии Европы Вашингтону было бы легче убедить Москву в абсолютной безобидности и безопасности для России развертываемой у нее под боком американской ПРО. Стороны согласны с тем, что существующие разногласия по ПРО не должны стать угрозой для двусторонних отношений, а наметившийся в них кризис «является во многом искусственным». Стороны даже согласились с необходимостью «снизить риторику в публичной полемике».
Последнее, по сути своей, скорее похоже на пакт о перемирии или на пакт о достигнутом обоюдном согласии на прекращение огня. Но, главное другое - сумеют ли стороны и при таких шагах навстречу решить проблему ПРО в Европе? Есть одно обстоятельство, которое может существенно помешать этому. Это уже заявленные Москвой и Вашингтоном прямо противоположные позиции, полностью исключающие друг друга, и обеим сторонам придется приложить максимум изобретательности, чтобы выйти из ситуации, не потеряв лица.
Ведь необходимо будет придти к такому компромиссу, который не стал бы при этом для одной из сторон своеобразным актом о капитуляции. Пока, ни Москва, ни Вашингтон к такому «компромиссу» не готовы...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции