День памяти умерших от СПИДа; отмечается ежегодно, начиная с 1983 года; в России впервые отмечался в 1993 году
Каждое третье воскресенье мая по решению Всемирной организации здравоохранения проводится День памяти умерших от СПИДа. Его целью является привлечение внимания населения к этой проблеме с целью социальной защиты ВИЧ-инфицированных, профилактики заболевания. В мире от СПИДа уже умерли более 22 миллионов человек и еще более 40 миллионов - ВИЧ-инфицированы. Ежедневно продолжают заражаться вирусом СПИДа около 20 тысяч человек, в основном молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 200 тысяч ВИЧ-инфицированных, умерли более 2000 человек. Впервые этот день был отмечен в 1983 году в Сан-Франциско (США). Тогда в мире было зарегистрировано лишь несколько тысяч случаев заболевания СПИДом. И об этом заболевании практически ничего не было известно. Организаторами акции памяти стали люди, пережившие боль потери родных и друзей, которых лично коснулась эта трагедия. С тех пор ежегодно в мире, каждое третье майское воскресенье, отмечается этот день. И к ставшим уже традиционными акциям присоединяется все больше и больше участников. Миллионы людей во всех странах организуют различные мероприятия для того, чтобы почтить память умерших и дать возможность живым задуматься о том, что эпидемия СПИДа может коснуться каждого из нас, поддержать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, их друзей и близких, обратить внимание общества и правительства на проблему. В День памяти проводятся шествия со свечами, панихиды, теле- и радиопрограммы, благотворительные концерты, просветительские акции, художественные выставки, посвященные проблеме СПИДа. В России в День памяти умерших от СПИДа проходят акции, объединяющие ВИЧ-положительных активистов, представителей общественных, государственных и религиозных организаций.
501 год назад (1506) умер Христофор КОЛУМБ, мореплаватель
Колумб родился в Генуе, по некоторым данным, сын ткача-суконщика. В 1476-1484 годах жил в Лиссабоне и на португальских островах Мадейра и Порту-Санту. Опираясь на античное учение о шарообразности Земли и неверные расчеты ученых XV века, составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию. В 1485 году, после того как португальский король отверг его проект, Колумб перебрался в Кастилию, где при поддержке главным образом андалусских купцов и банкиров добился организации под своим руководством правительственной океанской экспедиции. Первая экспедиция (1492-1493) в составе 90 человек на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492 года, от Канарских островов повернула на Запад, пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где высадилась 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки). В октябре-декабре Колумб посетил ряд других Багамских островов, а в декабре открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря достиг острова Гаити и двинулся вдоль его северного берега. В ночь на 25 декабря флагманский корабль «Санта-Мария» сел на риф, но люди спаслись. Колумб на корабле «Нинья» в январе 1493 года завершил обследование северного берега Гаити и 15 марта вернулся в Кастилию. Вторая экспедиция Колумба (1493-1496), которую он возглавил в чине адмирала и в должности вице-короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем свыше полутора тысяч человек. В ноябре 1493 года Колумб открыл острова Доминика и Гваделупа, повернув на Северо-Запад - еще около 20-ти Малых Антильских островов, в том числе Антигуа и Виргинские. В последующих экспедициях открыл Большие Антильские острова, побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море. Открытия Колумба сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений. О приоритете Колумба в открытии Америки в научной литературе идет дискуссия. Установлено, что острова и береговые области северной и северо-восточной Америки посещались норманнами за сотни лет до Колумба. Не исключено, что европейцы и жители Африки случайно достигали берегов тропической Америки. Однако только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение, поскольку лишь после его плаваний американские земли вошли в сферу географических представлений. Открытия Колумба способствовали пересмотру средневекового мировоззрения и возникновению колониальных империй.
120 лет назад (1887) в Шлиссельбургской крепости повешены Александр Ульянов и другие участники попытки покушения на Александра III
Александр Ульянов - один из организаторов и руководителей «Террористической фракции» партии «Народная воля», старший брат В.И.Ленина. В 1883 окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью и поступил на естественный факультет Петербургского университета. В конце 1886 года стал членом «Террористической фракции», один из авторов ее программы. «Террористическая фракция» объединяла главным образом студентов университета (П.Андреюшкин, В.Генералов, О.Говорухин, Ю.Лукашевич, В.Осипанов, Н.Рудевич и др.). «Террористическая фракция» была независима от других народовольческих групп, поддерживала связи с кружками в Вильнюсе и Харькове, с революционно настроенными учащимися столичных военно-учебных заведений, вела пропаганду среди рабочих. Члены фракции испытывали влияние как работ К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.Плеханова, так и программных документов «Народной воли». В программе «Террористической фракции» признавалась необходимость организации социалистической партии, ядром которой должен стать рабочий класс, национализации земли, фабрик, заводов и, как конечная цель, установление социалистического строя. Следуя народовольческой традиции, авторы программы считали первоочередной задачей организации борьбу за политические свободы посредством «дезорганизации» правительства, методом борьбы признавали террор. Они готовили покушение на императора Александра III, назначив его на 1 марта 1887 года, день, когда шесть лет назад бомбой народовольца И.Гриневского был убит император Александр II. Приготовив бомбы, наполнив пули ядом и смазав их стрихнином, участники покушения собрались вместе в последний раз 25 февраля. Ульянов напомнил им принцип действия бомб и прочитал программу организации. Все вместе сочинили прокламацию, начинавшуюся словами: «Жив дух земли Русской и не угасла правда в сердцах ее сынов. Казнен император Александр...» Никто не сомневался в успехе. 1 марта 1887 года участники покушения утром отправились на Невский проспект и, разделившись группами, стали ходить по обеим сторонам от Адмиралтейской площади до публичной библиотеки в ожидании царского проезда в собор Петропавловской крепости, где должна была происходить заупокойная служба по Александру II. Но за террористами уже давно следила полиция, и здесь их арестовали. При обыске у них нашли три бомбы, револьвер и программу исполкома «Народной воли». Две бомбы представляли собой цилиндры, третья же выглядела как книга с заглавием «Словарь медицинской терминологии». Попытка покушения на царя окончилась арестами и разгромом организации. Участников и организаторов покушения (15 человек) судили 15-19 апреля в Особом присутствии правительственного Сената. Сначала суд приговорил к смертной казни всех, но Александр III утвердил высшую меру только пятерым. 20 мая 1887 года в Шлиссельбургской крепости были повешены Ульянов, Андреюшкин, Генералов, Осипанов и Шевырев, остальные приговорены к различным срокам каторги и ссылке в Сибирь.
108 лет назад (1899) родился Александр Александрович ДЕЙНЕКА, живописец, график и скульптор, народный художник СССР
Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище, работал фотографом в угрозыске, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925). Среди наставников особое влияние на него оказал В.А.Фаворский. Испытал также влияние Ф.Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. В 1925 году стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). Картины Александра Дейнеки как бы воплощают пафос советской истории 1920-1930-х годов, ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике. Его картины не красочны - динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», «Оборона Петрограда», «Лыжники», «Бег»). Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника - по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика, плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», «Новокузнецкая»), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», «Оборона Севастополя», «У моря». Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная область его творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих «малых» жанрах Дейнека обретает лиричность, человечность и талант тонкого живописца. Умер Александр Дейнека в Москве 12 июня 1969 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
91 год назад (1916) родился Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ, летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Алексей Маресьев родился в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончил школу, поступил работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии, на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над демянским плацдармом (Новгородская область) его Як-1 был подбит немецким «Мессершмитом». Деревья несколько смягчили удар о землю, выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев к своим по снегу, в лесу. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки. В госпитале имени Н.Н.Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре до ранения и семь - после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944-1946 годах Маресьев служил в Управлении военно-учебных заведений ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни. Полковник в отставке А.П.Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями, иностранными орденами. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд. Еще во время войны вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал Маресьев. В 1948 году по книге режиссером Александром Столпером был снят одноименный кинофильм, где главную роль исполнил Павел Кадочников. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева , но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания.
42 года назад открылся московский аэропорт «Домодедово»
В марте 1964 года, еще до официального открытия аэровокзала, из Домодедово был совершен первый полет дальнемагистрального самолета «Ту-114» с пассажирами на борту в Хабаровск (в 1977 году в честь 20-летней безаварийной эксплуатации самолет Ту-114 был установлен на площади перед аэровокзалом). Еще один «дальнемагистральник» - реактивный «Ил-62» в 1966-1967 годах проходил в Домодедово эксплуатационные испытания. В 1975 году из Домодедово был совершен первый беспосадочный полет советского «Конкорда» - «Ту-144» в Алма-Ату. А в 1978-м году в аэропорту был открыт самый протяженный беспосадочный внутренний маршрут в Советском Союзе: Москва - Петропавловск-Камчатский. Именно из Домодедово совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва-Ташкент первый отечественный аэробус Ил-86. В 1993 году в Домодедово проходили эксплуатационные испытания дальнемагистрального самолета нового поколения Ил-96-300. В том же году на нем был совершен первый полет с пассажирами по маршруту Москва - Анкара - Москва. Статус международного аэропорт «Домодедово» получил в 1992 году. Пассажиры могли улететь из Домодедово в десятки стран Европы и Азии. В декабре 2003 года была завершена реконструкция базового пассажирского терминала международного аэропорта. В результате проведенной работы значительно расширены и качественно модернизированы возможности пассажирского терминала. В ходе реконструкции аэровокзального комплекса особое внимание уделялось внедрению новейших технологий, обеспечивающих эффективное обслуживание пассажиров и авиакомпаний. Одновременно в аэропорту были решены задачи по созданию максимально комфортных условий для обслуживания всех категорий пассажиров, в том числе детей и инвалидов. Пропускная способность аэровокзального комплекса Домодедово достигла 6 тысяч пассажиров в час: 3,2 тысячи пассажиров - на внутренних рейсах и 2,8 тысячи - на международных. Реконструкция аэровокзального комплекса позволила реализовать и внедрить схемы трансфера пассажиров, обеспечив минимальное время стыковок рейсов и автоматизированную обработку багажа. Аэровокзальный комплекс «Домодедово» - единственный в России терминал, прошедший сертификацию по международному стандарту ISO 9001:2000. Значимой оценкой результатов реконструкции пассажирского терминала Домодедово стало и активное сотрудничество с зарубежными авиакомпаниями. За последние два года аэропорт Домодедово выбрали для полетов в Москву такие известные авиакомпании, как Emirates, British Airways, Swiss Airlines и ряд других.