Азартные игры на нашем телевидении стали повальными. Почти каждый уикенд этого добра - море разливанное. За «Властелином горы» наступает «Минута славы», длящаяся часами с перерывом на программу «Время». На следующий день - «Цирк со звездами» и главная фишка сезона - «Король ринга». А последний уикенд к тому же прошел под знаком триумфа на «Евровидении» православной поп-культуры вообще и российской - в частности.
Гламур, которому на роду вроде бы написано быть аполитичным, анемичным и неврастеничным, становится все более спортивным и патриотичным. И, страшно сказать, конфессиональным. Это уже, извините, тренд. Хотя и смешной. Почти карикатурный. Так радоваться бронзовому успеху нашего «Серебра» на конкурсе «Евровидения», как это делали гости Андрея Малахова по окончании шоу, кажется, могли только люди с неадекватной психикой. Накал страстей был такой, будто Россия стала по меньшей мере чемпионом мира по футболу.
Понятно, что сам конкурс носил не столько музыкальный, сколько спортивный характер. С этой стороны было приятно, что наши три неопытные девицы оказались чуть ли не впереди планеты всей по части шоу-вокала, а так же в области шоу-балета, но то, что устроил Малахов в своей студии, вид имело дикий. Его патриотический энтузиазм вскипал волной необыкновенной высоты. Его едва «догоняли» записные патриоты Алексей Митрофанов, Александр Хинштейн и Отар Кушинашвили.
«Волна», меж тем, едва поднявшись, обрушилась на Верку Сердючку, посмевшую пропеть: «Раша гуд бай». Появись Данилко в тот момент в студии, его бы, наверное, распяли за русофобию. Странно только, что никто из патентованных российских русофилов, кричавших о гордости за страну, не оборотился на текст «Song №1». Там ведь поется от лица шлюхи и от всех остальных привлекательных частей ее тела о том, как она и ее заводные подружки хороши. Далее, девушки дают понять, что все в них прекрасно: и глаза, и руки, и ноги, и попки. И есть у них есть одно заветное место, где тот, кто их домогается, пока не бывал. Для пущей выразительности они еще манипулируют микрофонными стойками, как фаллоимитаторами, что, понятное дело особенно возбудило господина Малахова, и он поинтересовался у Макса Фадеева, продюсера «Серебра» и автора песни: чья эта была придумка. Тот сказал, что девочки сами додумались. Девочки, слегка смутившись, сказали, что им эти штанги с набалдашниками-микрофонами больше всего напоминают мужчин.
Песня, что и говорить, духоподъемна, вполне достойная, чтобы быть включенной во все радиоротации и во все хитпарады, чтобы участвовать в телевизионных конкурсах «Золотой граммофон» и «Песня года», но когда ее завертывают в андреевский триколор (как это произошло на передаче у Малахова, а также в наших новостных программах), то все это читается и интерпретируется несколько иначе.
Эта незамысловатая эротическая дразнилка с «цепким битом и отменным бриджем» читается, как патриотическая песня о непристойной Родине-маме, на которую заглядывается похотливый «мальчик» ЕС.
Малаховская шоу-тусовка, тронувшаяся на геоэротическом патриотизме, еще что. Население страны тоже слегка сдвинулось, если судить по данным Гэллапа. Доля москвичей, смотревших шоу, - 56,3%, а рейтинг - 16,9%. Проценты неправдоподобные, но реальные. Они говорят о конъюнктуре спроса. На их основе выводится «формула любви» в медиа бизнесе и стратегия телевизионного вещания.
Формула такая: сумма звезд, помноженная на национально-государственный патриотизм и поставленная в рамки того или иного условного состязания.
Еще в прошлом сезоне на канале «Россия» был с успехом опробован лицензионный формат «Танцы со зведами». Спорта там было чуть-чуть. Преобладали эстетика и театр. Повод для возбуждения патриотических эмоций отсутствовал вовсе. То было просто красивое зрелище. Затем появилась его модификация: «Танцы на льду». И следом Первый канал сделал свою версию - «Звезды на льду», переплюнув конкурента по звездному статусу участников шоу. Новость же была в том, что все звезды перед началом каждого представления выкатывались на лед в футболках с надписью «Россия», а российские знамена стали непременным элементом дизайна этого и всех следующих подобных шоу. Во «Властелине горы» присутствовала хотя бы мотивировка - на ледяную скалу лезли россияне наперегонки с украинцами. А вот отчего все пространство огромной киностудии, где записываются выступления соискателей минутной славы и миллиона рублей, волнуется красно-бело-голубыми полотнищами, понимаешь не сразу.
Я понял только после того, как пара мужчин, отец и сын, продемонстрировали мощь своих легких, надувая резиновые грелки, вставленные одна в другую до тех пор, пока они не лопнут. Мужчине-папе удалось, словно воздушный шарик, порвать учетверенную грелку. Фокус ему удался напряжением всех его физических и, вероятно, духовных сил. Он сам чуть не лопнул. Но не лопнул и не без пафоса объявил, что свой подвиг совершил во славу России. И тогда стало яснее ясного, что они все, кто вполне реалистично рисует ногами, выводит популярную мелодию на зубах, выворачиваются наизнанку и т.д., - они все это делают, чтобы в первую очередь прославить свою Родину. От того такая избыточность на экране государственной атрибутики.
Как бы ни были экстравагантны рядовые граждане на пути к славе и награде, все равно экстрим с участием звезд, это самое лакомое для зрителей удовольствие. Видеть, как они жуют насекомых в «Последнем герое», или барахтаются в тошнотворной жиже в «Форте Боярд» - это круто. Но проблема в том, что зритель требует все более крутого экстрима. Ему мало видеть на лице известного человека гримасу мужественного отвращения. Ему подай неподдельный страх в глазах своего любимца, ему представь дрожание его поджилок. Отсюда и интерес к такому шоу, как «Цирк со звездами».
Со своей стороны звездный персонаж, заточенный в особый гламурно-глянцевый мир, ищет возможности выскочить за его рамки, испытать дух соперничества не только с коллегой, но и с судьбой. Как ни странно, ему хочется почувствовать себя не виртуальным, а реальным человеком. Яснее всего это видно на примере известной «блондинки в шоколаде», которая будучи персонажем, абсолютно производным от ТВ (в отличие от тех, кто произошел от обезьяны), из кожи лезет, чтобы доказать, что и она из плоти и крови, из страха и отваги, из пота и нервов...
Но зрелище обретения Ксюшей Собчак плоти, крови и всего остального, почему-то не из приятных, хотя девушка дошла до финала. Какая-то есть в нем фальшь. Или точнее: экзальтированность. Вообще неловко смотреть на весь этот цирк дрессированных звезд.
Что-то ненатуральное есть и в забаве «Король ринга», при всем натурализме этого зрелища. В том, как популярные люди страны, изображая из себя боксеров, машут кулаками, входя в раж, ловя кураж и получая тяжелые удары друг от друга. Это и не спорт, и не искусство; это чистый, точнее грязный азарт. Но ведь, если звезды бьют морды друг другу до крови, ломают руки и сотрясают мозги, значит это кому-нибудь нужно - не так ли?
Значит, на все это есть запрос из подвалов потаенного и сокровенного подсознания как гладиаторов, так и зрителей - не так ли?
Возможно, таким не очень естественным способом преодоленная гламуром реальность, берет над ним реванш. Хотя бы на минуточку, на время шоу за стеклом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции