Международный день музеев
Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Решение об учреждении этого праздника было принято по инициативе советской делегации на XI Генеральной конференции Международного совета музеев, состоявшейся в Москве 18 мая 1977 года. Цель праздника - привлечь внимание общественности к значению и роли музеев в жизни отдельного человека и всего общества в целом.
Этот праздник отмечается работниками музеев более чем в 150 странах мира. Темы Международного дня музеев посвящаются различным проблемам, например, таким, как ответственность музеев перед обществом, незаконный вывоз культурных ценностей, музеи за мирную и гармоничную жизнь в обществе, создание сообщества и другим. Традиционно в рамках празднования в России Международного дня музеев все музеи проводят различные мероприятия, посвященные профессиональном празднику. В этот день музеи широко открывают двери для посетителей всех возрастов и профессий. Во многих музеях вход бесплатный. Музеи проводят экскурсии, научные чтения, музейно-театральные представления, специальные занятия с детьми, открывают новые выставки.
959 лет назад (1048) родился Омар Хайям (Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим, умер в 1123 году), персидский и таджикский поэт, математик и философ, автор всемирно известных четверостиший
Большую часть жизни провел в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом. Поэтическое творчество Омара Хайяма - удивительное явление в истории культуры. Всемирную известность принес ему цикл четверостиший («Рубаийат»). Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия Хайяма лишена вычурности образов, красивости, она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины - взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами.
Запрет вина - закон , считающийся с тем,
Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.
Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим:
Нам жизнь навязана; ее водоворот
Ошеломляет нас, но миг один - и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни...
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!
Поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом. Стиль Омара Хайяма - предельно емкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи - страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности. Рубаи Омара Хайяма, классика средневековой восточной поэзии, по сей день привлекает к себе всех ценителей поэтического слова.
Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имен. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.
Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.
87 лет назад (1920) родился папа римский Иоанн Павел II
Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, родился в городе Вадовице Краковского воеводства. Отец его был кадровым военным, позже - железнодорожным служащим, мать умерла, когда Каролю было девять лет. В 1938 году, окончив классическую гимназию в Вадовице, поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Во время немецкой оккупации в 1940-1944 годах был рабочим в каменоломне близ Кракова, а затем подручным на содовой фабрике «Сольвей». Одновременно учился в подпольной католической духовной семинарии и в университете. В 1946 году К.Войтыла принял сан священника, учился в Риме в Доминиканском университете на философском факультете. После совершенствования в католических университетах Швейцарии и Бельгии возвратился в Польшу и, вплоть до избрания Папой Римским, занимался духовно-пастырской деятельностью в Кракове. В 1951 году защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора богословия. В 1953 году становится заведующим кафедрой этики Ягеллонского университета, в 1956 году - заведующим кафедрой этики факультета христианской философии Люблинского католического университета. В 1957 году получил звание доцента. В сентябре 1958 гона принял сан епископа. В 1963 году стал архиепископом, митрополитом Краковским. В 1967 году Павел VI возвел его в кардинальское достоинство, и он стал самым молодым (в возрасте 47 лет) членом коллегии кардиналов. В 1969 году избран заместителем председателя польской конференции епископов, стал вторым человеком в католической церкви Польши. В польской церкви занимал ряд важных постов: член главного совета епископата, председатель комиссии по вопросам католического вероучения. Выполнял ряд функций в Ватикане: член постоянной комиссии синода епископов, член конгрегации по вопросам духовенства, конгрегации восточных церквей и других конгрегаций, член секретариата епископского синода. 16 октября 1978 года Кароль Войтыла был избран тайным заседанием конклава кардиналов главой римско-католической церкви и принял двойное имя - Иоанн Павел II в знак продолжения курса Иоанна ХХIII и Павла VI. Коронован 22 октября 1978 года. Иоанн Павел П стал первым в истории римско-католической церкви папой-cлавянином, впервые после 455-летнего правления итальянцев на римском престоле. Он стал первым Папой Римским, посетившим синагогу и выступившим в протестантской церкви, вошедшим в мечеть и совершившим официальный визит в православную страну, побывавшим на рок-концерте и футбольном матче. 26-летний понтификат Иоанна Павла II стал третьим по продолжительности в многовековой истории церкви после правления Святого Петра и блаженного Пия Девятого. За эти годы понтифик совершил 250 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь, в три раза превышающий расстояние от Земли до Луны. В ходе этих вояжей он посетил 1022 города на всех континентах и провел за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток. Несбывшейся мечтой Иоанна Павла II так и осталась поездка в Россию. Еще один рекорд, установленный Папой, связан с количеством верующих и паломников, к которым он непосредственно обратился за годы своего понтификата. Только в ходе всеобщих аудиенций у него побывали около 17 миллионов человек. Иоанн Павел II - автор более 120 философских и богословских работ, 14 энциклик и пяти книг, последняя из которых - «Память и идентичность» - вышла в свет накануне его последней госпитализации 23 февраля 2005 года. Но главным папским бестселлером стала книга «Переступить порог надежды», которая вышла десять лет назад и разошлась по миру почти в 20 миллионах экземпляров. «Папа из народа и для народа» - такими словами на протяжении более чем 20 лет говорили и писали о нем, отмечая его исключительную образованность и работоспособность. Владел английским, немецким, французским, итальянским, латинским языками. Был большим любителем кино, живописи, поэзии, спорта. Папа Иоанн Павел II вошел в историю как реформатор католической церкви. За время его понтификата были приняты новые базовые документы католической церкви - две Апостольские конституции, Кодекс канонического права, Кодекс восточных церквей, Катехизис католической церкви, обновлен Конкордат Ватикана с Италией. Папа выступал за веротерпимость, мир, права человека. Одной из принадлежащих ему сакраментальных фраз являются слова «Бог любит всех». В начале января 2001 года Папе Римскому вручена золотая медаль конгресса - высшая государственная награда США. В 2005 году он был дважды госпитализирован, причем во второй раз ему была сделана операция трахеотомии: для облегчения дыхания понтифику была врезана в трахею специальная трубка, которая, однако, практически не позволяла ему говорить. В последние дни жизни питание Иоанна Павла II осуществлялось с помощью катетера, введенного через нос в пищевод. Для облегчения дыхания понтифика использовалась кислородная подушка. 2 апреля 2005 года в 21.37 по местному времени Папа Римский Иоанн Павел II скончался от септического шока и необратимого сердечно-сосудистого коллапса» (криза).
72 года назад (1935) в Москве потерпел катастрофу самолет-гигант «Максим Горький»
«Максим Горький», гордость советского авиастроения, был первенцем серии АНТ-20, созданной конструкторским коллективом Андрея Туполева при участии Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Самолет длиной 33 метра был оснащен 8 моторами, весил 50 тонн, развивал скорость до 260 километров в час и мог перевозить свыше 70 пассажиров при 8 членах экипажа. Предполагалось, что АНТ-20 будут использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Первый экземпляр был передан в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и назван именем писателя. Строительство самолета было начато 4 июля 1933 года, 3 апреля 1934 года его вывезли на аэродром, а 14 апреля специальная комиссия произвела приемку самолета. 17 июня 1934 года летчик-испытатель ЦАГИ Михаил Громов на этом самолете выполнил первый полет продолжительностью 35 минут, 19 июня состоялся второй полет над Красной площадью во время встречи челюскинцев. «Максим Горький» принял участие в первомайском параде в 1935 году. 18 мая 1935 года произошла катастрофа. При проведении первого демонстрационного полета «Максима Горького» в его правое крыло врезался истребитель сопровождения, пилот которого Н.Благин пытался совершать вокруг гиганта фигуры высшего пилотажа. «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке «Сокол» в районе аэродрома. Погибли члены экипажей двух самолетов, 50 пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. О жертвах на земле не сообщалось.
50 лет назад (1957) было принято Постановление «Об организации Сибирского отделения АН СССР»
В конце 1950-х годов, когда государство приступило к ускоренному освоению природных ресурсов и развитию производственных сил Сибири, стала очевидна необходимость глубокой научной проработки возникавших в связи с этим проблем, а значит и кардинального усиления научного потенциала региона. 18 мая 1957 года Совет Министров СССР принял постановление «Об организации Сибирского отделения АН СССР ». В Сибирское отделение были переданы академические филиалы, расположенные к востоку от Уральского хребта: Западно-Сибирский филиал АН СССР (с институтами геологии, горного дела, радиофизики и электроники, транспортно-энергетическим, химико-металлургическим, биологическим); Восточно-Сибирский филиал АН СССР (с институтами геологии и химии); Якутский филиал АН СССР (с институтами языка, литературы и истории, геологии, биологии); Дальневосточный филиал АН СССР, а также Сахалинский комплексный НИИ АН СССР и Институт физики АН СССР в Красноярске.
В июне 1957 года началось строительство научного городка под Новосибирском. Тогда же были учреждены первые из восьми новых институтов. В течение последующих восьми лет в Иркутске были открыты: Восточно-Сибирский геологический институт, Институт геохимии, Институт органической химии, Институт географии, Институт биологии на базе Отдела биологии Восточно-Сибирского филиала, Топливно-энергетический институт, Сибирский совет экспедиционных исследований, Институт химии. Впоследствии из Сибирского отделения выделилось Дальневосточное отделение, и по аналогии было создано Уральское отделение Академии наук. В настоящее время научные учреждения Сибирского отделения РАН проводят исследования по многим научным направлениям, среди которых - математика, физика, квантовая электроника, радиофизика и электроника, физика плазмы, физика солнца и космического пространства, ядерная физика, энергетика, информатика, механика, машиностроение, процессы управления, химические науки, общее строение Земли и геодинамика, палеонтология, петрология, геохимия, минеральные ресурсы.
12 лет назад (1995) умер Александр Борисович Годунов, артист балета, актер кино
Александр Годунов родился 28 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинске. Балетом начал заниматься с девяти лет, в Рижской государственной балетной школе, где его соучеником и другом стал Михаил Барышников. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в Государственном хореографическом ансамбле «Классический балет» («Молодой балет»), которым в те годы руководил Игорь Моисеев. В ансамбле работали выдающиеся педагоги - заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. В труппу Большого театра Александр Годунов был принят после конкурсного экзамена в 1971 году. Его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, замечательный танцовщик и актер. Первой ролью Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине «Лебединого озера» в редакции Горского-Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича. Критики заметили дебют танцовщика: «Тонкая нюансировка роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов при сдержанности, скупости жеста и мимики позволяют говорить о безусловной актерской одаренности танцовщика... молодой артист показал, что его пластический голос уверенно звучит во всех регистрах классического танца». В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил первую премию. На 1972 год также пришелся дебют Александра Годунова в «Шопениане». В том же году состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина», балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в «Лебедином озере», а с 1974 года - в «Кармен-Сюите» (хореография Альберто Алонсо) и «Гибели розы» (хореография Ролана Пети). В своей книге Майя Плисецкая пишет о Годунове: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности». В 1973 году Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году Александр Годунов дебютировал в партии Базиля в «Дон-Кихоте». Репертуар его был на редкость разнообразным. Новые роли следовали одна за другой. Пресса говорила о «страстности, неистовости» его Спартака, «ошеломляющем по динамике» танце Ивана Грозного, о тончайшем психологизме танцовщика в партии Хозе, о том что «па-де-де из «Дон-Кихота» Годунов станцевал настолько виртуозно, что заставил забыть о естественном пределе человеческих возможностей». В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. В августе 1979 года, во время гастролей Большого театра, Александр Годунов остался в США. Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась жена Александра Годунова - солистка Большого театра Людмила Власова. Американские власти считали, что Власову против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем. В результате разговор все же не состоялся, и Людмила вернулась в Москву. Годунов был принят в Американский Балетный театр (АБТ), лучший репертуарный театр США. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», па де де из «Корсара». В 1981 году Годунов параллельно с работой в АБТ сотрудничал с балетом Алвина Эйли. Уйдя из АБТ, Годунов переехал в Калифорнию и продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. За несколько лет он успел станцевать в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в балете Асами Маки в Токио, гастролировал в Израиле. В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, стал киноактером. В кино он впервые снялся еще в СССР - в фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня», а в Голливуде дебютировал в детективной ленте «Свидетель» (1985), сыграв фермера-амиша Дэниэла Хохлейтнера. Самая известная его роль - блондин-террорист Карл из боевика Джона Мактирнена «Крепкий орешек», в котором главного героя играл Брюс Уиллис. В апреле 1995 года Годунов снялся в Будапеште в фильме «Зона». 18 мая 1995 года Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Похороны состоялись 25 мая в Лос-Анджелесе, его хоронили в закрытом гробу. Иосиф Бродский написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».