La Tribune, Пьер Фортом, Ирина Андрющенко.
'Даже не пытайтесь связаться с российским бизнесменом в воскресенье между 11 и 14 часами: он в бане, в парилке, где мужчины собираются, чтобы поговорить о делах. Если Вас приглашают в баню - считайте это хорошим знаком: по завершении ритуала Вы станете для них своим'. Это наблюдение недавно было опубликовано в одном известном французском экономическом журнале. Оно укладывается в рамки наших представлений о российских бизнесменах. Очень продвинутое и не лишенное привлекательности объяснение. Оно позволяет иностранному менеджеру, работающему в России, понять окружающую его среду и дает ключ к разгадке местных обычаев. Оно помогает снизить нашу неуверенность в тех случаях, когда мы оказываемся в среде, законы которой нам не понятны, и наши привычные ориентиры дают сбой.
Мы считаем, что подобные объяснения являются одновременно ошибочными и опасными. Ошибочными, потому что данная интерпретация, как мы увидим, является полностью необоснованной. Опасной, потому что перед менеджером, работающем в России или другой зарубежной стране, не стоит задача вооружиться псведоуверенностью в себе, он должен научиться не придавать чрезмерного значения 'ярлыкам', этим аксиомам, которые мешают ему делать шаги навстречу собеседникам.
В России приглашение в баню не скажет Вам ничего нового о состоянии Ваших деловых отношений с партнерами. Это - многовековая традиция, которая в советскую эпоху приобрела особый смысл. Мафиози всех сортов (чиновники, милиционеры, воры) встречались в бане, чтобы обсудить деловые вопросы, представить новых членов и 'расслабиться' в отсутствие своих жен (как правило, в обществе проституток). Если Вас пригласил в баню деловой партнер, это может означать, что он хочет лучше понять, что Вы из себя представляете. Если Вы откажетесь, это не окажет отрицательного влияния на Ваши деловые отношения, и в любом случае после подобного похода никто не ждет, что Вы станете закадычными друзьями. Двое становятся друзьями не потому, что вместе сходили в баню, скорее наоборот! Приглашение обычно следует после того, как люди устанавливают дружеские отношения. Если это не так, стоит поискать другие причины :
Межличностное доверие.
Еще один стереотип: "Водка и тосты являются обязательным ритуалом любых переговоров. Я был свидетелем того, как один французский клиент лишился контракта на 300 000 долларов, потому что вылил содержимое своего стакана в цветочный горшок. Главное - не обидеть хозяев. Однажды я свалился под стол, но дела мои от этого хуже не пошли". Маловероятно, что контракт не был подписан из-за того, что водкой полили растение. Русские считают неприличным настаивать, когда кто-либо не хочет пить алкогольные напитки. Отказ никого не оскорбит. В России ценят не только 'умение выпивать', но и способность держать себя под контролем. Ваше твердое 'нет' оценят гораздо выше, чем неумение вовремя остановиться.
Бизнес в России основывается не на законах - правовое поле там слишком зыбко - но на межличностном доверии. Поход в ресторан с новым партнером дает деловому человеку возможность лучше узнать его характер и взгляды на жизнь. Таким образом проверяют, можно ли доверять партнеру, поскольку, если дела пойдут плохо, российский бизнесмен не сможет рассчитывать на защиту правосудия.
Мы во Франции привыкли вести дела в защищенной среде. В России все обстоит по-другому. Ритуал распития водки не столько отдает дань традициям, сколько говорит о среде, для которой характерны взаимное недоверие и потребность в создании методов 'межличностной проверки'. За границей даже у искушенного наблюдателя с большой долей вероятности может сложиться картина окружающей его действительности, не имеющая ничего общего с реальностью. Псевдокультурные интерпретации не способствуют установлению деловых связей, они рискуют их скомпрометировать, отвратив нас от поисков правильных ответов на вопросы.
Если наш собеседник происходит из другой культурной среды, не следует навешивать на него ярлыки, нужно признать факт, что мы по-разному смотрим на мир. Мы должны приложить усилия и объяснить принципы, на которых основываются наши действия - это поможет нам избежать непонимания и осуждения за предполагаемые намерения, которые мы с такой легкостью оправдываем разницей культур.
Пьер Фортом - антрополог. Ирина Андрющенко - психолог.
Материал предоставлен сайтом Inosmi.ru