Досым Сатпаев, член Экспертного совета РИА Новости.
Шанхайскую организацию сотрудничества китайцы называют "организацией двадцати иероглифов". Зная традиционную склонность Китая к политике "step by step", не вызывает удивления тот факт, что все чаще на международных встречах по проблеме ШОС, участником которых мне доводилось быть, основной акцент китайская сторона делает именно на разработке экономической стратегии. Именно в этом китайский партнер видит третий этап эволюции ШОС: от решений пограничных вопросов и акцента на проблемах безопасности к созданию единого экономического пространства. Более того, называются даже примерные сроки появления реальных контуров этого пространства. Говорят о ближайших двадцати годах, в течение которых страны ШОС создадут условия для свободного перемещения товаров, капиталов, технологий и услуг. Получается, что особое место в деятельности ШОС займут вопросы экономического взаимодействия, о чем, в частности, говорит создание Фонда развития ШОС и Центра делового сотрудничества. По мнению китайской стороны, у ШОС должно быть два колеса: «безопасность» и «экономическая кооперация». Но речь не идет о создании некоего аналога ЕвразЭС или Организации региональной инициативы. Скорее всего, здесь имеется в виду более интенсивная инвестиционная активность Поднебесной в Центральной Азии.
В частности, китайское агентство «Синьхуа» информирует об открытии 22 новых транспортных маршрутов, которые соединят Казахстан с Поднебесной. Всего Китай с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном запустил 87 транспортных маршрута, в том числе 43 пассажирских и 44 грузовых.
На официальном уровне взаимоотношения Пекина практически со всеми странами Центральной Азии идут вполне успешно. В конце прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил официальный визит в Китай, где обе стороны подтвердили свою заинтересованность в более тесном экономическом сотрудничестве. Для Казахстана Китай является стратегическим партнером, особенно в энергетической сфере. Одним из важных решений было продолжение сотрудничества по строительству нефтепровода из Казахстана в Китай с последующим строительством газопровода. В частности, были достигнуты принципиальные договоренности о строительстве второй очереди нефтепровода Кенкияк - Атасу, так как первая очередь Атасу - Алашанькоу уже была построена. Таким образом, по монопольному положению России как страны-транзитера и покупателя центрально-азиатских энергоносителей был нанесен новый мощный удар.
Другим важным результатом визита Назарбаева в Китай было решение о создании казахстанско-китайского фонда по финансированию проектов в Казахстане и Китае при участии казахстанского фонда устойчивого развития «Казына» и Государственного банка развития Китая. Также были установлены более тесные взаимоотношения между Гонконгской фондовой биржей и Алма-Атой, как будущим региональным финансовым центром. На первом этапе Казахстан и Китай уже договорились о механизме совместного финансирования крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Общий объем совместных инвестиций может составить сумму до $5 млрд. В настоящее время фонд «Казына» совместно с китайскими компаниями прорабатывает ряд проектов в таких сферах, как металлургия, телекоммуникации, информационные технологии. В связи с этим «Казына» планирует открыть свои представительства в Пекине, Гонконге и Урумчи. Следующим проектом Казахстана может быть строительство газопровода в сторону Китая, что также снизит зависимость республики от российской компании «Газпром», которая контролирует все транзитные маршруты экспорта газа из стран Центральной Азии. При этом китайская инвестиционная экспансия в Казахстан, вполне возможно, будет увеличиваться и в сельскохозяйственную отрасль страны. Особенно в сферу производства зерна, потребность в котором в Китае с каждым годом будет только расти, так как, по прогнозам, к 2030 г. Китаю ежегодно будет требоваться 650 миллионов тонн продовольствия, чтобы накормить 1,6 миллиард человек.
Судя по объему инвестиций, именно Казахстан является региональным приоритетом для Китая в экономической сфере. Вторым по приоритетности является Туркменистан. Еще до своей смерти Сапармурат Ниязов в апреле 2006 года и председатель КНР Ху Цзиньтао в Пекине подписали генеральное соглашение о реализации проекта газопровода Туркменистан-Китай. Этим документом стороны договорились о координации действий для скорейшей реализации проекта газопровода, ввод которого намечен на 2009 г., а также о транспортировке туркменского газа в КНР в объеме 30 млрд. куб.м в год в течение 30 лет. По трубопроводу должен доставляться газ из Восточного Туркменистана на южное тихоокеанское побережье Китая в провинцию Гуандун. Кроме этого, китайская сторона взяла на себя обязательство провести консультации с правительствами транзитных стран с целью достижения соглашений о взаимовыгодных условиях транзита туркменского газа через их территории. Вряд ли новое руководство Туркменистана будет серьезно пересматривать это соглашение, учитывая реальную экономическую выгоду от реализации проекта. Тем более что Китай уже предоставил Туркменистану долгосрочный льготный кредит в сумме $300 миллионов долларов сроком на 20 лет с процентной ставкой в размере 3% годовых. В последние годы это первый долгосрочный иностранный кредит, который получил Туркменистан.
В то же самое время Поднебесная не менее активно работает и в других странах региона, как обычно, в сфере эксплуатации природных ресурсов. В частности, в августе прошлого года, энергетики Китая и Кыргызстана подписали протокол намерений о долговременном сотрудничестве. Собственных денег на восстановление и развитие энергетических объектов у Кыргызстана нет. Поэтому руководство страны активно ищет инвесторов среди российских, казахстанских и китайских компаний. В протоколе зафиксирован взаимовыгодный интерес к строительству и реконструкции электросетей и электростанций, а также к обмену техническим опытом. К проектам, которые интересны для китайских инвесторов, можно отнести каскад Cарыджазских и Камбаратинских ГЭС, строительство линии электропередачи в Кашгар, строительство теплоэлектростанций, работающих на угле, а также реконструкция Учкурганской ГЭС и ТЭЦ города Бишкека. То есть Кыргызстан может получить инвестиции, а Китай станет потенциальным импортером киргизской электроэнергии. На данный момент Государственная компания электрических сетей Китая входит в первую сотню крупнейших корпораций мира и ежегодно выделяет $15-20 миллиардов долларов в качестве инвестиций в энергетику.
Не меньший интерес у китайцев вызывают энергетические возможности Таджикистана. В ноябре 2006 года китайская корпорация «Синохайдро» заявила о своей готовности участвовать в реализации проекта строительства гидроэлектростанции на реке Зеравшан. Кстати, последнее не осталось незамеченным: не только США, но Россия и Казахстан стали более ревниво относиться к экономической активности Китая в Центральной Азии. На последнем саммите руководителей правительств в 2006 году впервые в рамках ШОС обсуждалось не военно-политическое сотрудничество, а экономические проекты. Россия объявила о своем желании объединить в рамках ШОС в Центральной Азии ряд энергетических проектов, включая атомную энергетику. В частности, Россия готова участвовать в создании магистральных энергосетей для передачи избыточных мощностей ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане. В свою очередь, бывший премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов пытался перехватить энергетическую инициативу у Михаила Фрадкова и предложил собрать министров энергетики в Астане. А китайский премьер Вэнь Цзябао, в свою очередь, продемонстрировал свои финансовые возможности, добившись в итоговом коммюнике записи о начале освоения китайского кредита на совместные проекты и программы в рамках ШОС. Речь идет о кредитах на $920 миллионов долларов, которые КНР предоставила в этом году Кыргызстану, Таджикистану и Казахстану на финансирование импорта из КНР. Первым проектом, готовым к немедленной реализации, премьеры признали создание транспортного коридора от Каспия до Китая по территории России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Что касается самого Таджикистана, то пока для этой республики именно Россия является наиболее важным партнером, так как в Таджикистане, где живет 7 миллион человек, 1 миллион работает именно в России. В 2005 г. мигранты официально перевели на родину, по данным Международного валютного фонда, $247 млн. Реальный объем пересылаемых мигрантами денег, по оценке ЕБРР, - около $1 млрд. (половина ВВП страны), а 92% переводов - из России.
Нефтегазовые интересы у Китая есть и в Узбекистане, где в прошлом году появилась дочерняя компания Китайской национальной корпорации по разведке и разработке нефти и газа. Под руководством этой компании должны начаться геологоразведочные работы в пределах Устюртской, Бухаро-Хивинской и Ферганской площадок. Обращают на себя внимание сжатые сроки подготовки и подписания соглашения. Судя по ним, китайцы намерены опередить Россию, а также другие нефтяные и газовые компании, которые пока не особенно стремятся войти в Узбекистан. В рамках недавнего официального визита в Ташкент председатель КНР Ху Цзиньтао объявил о решении своего правительства предоставить Узбекистану финансовое содействие в виде гранта, беспроцентного кредита, долгосрочного льготного кредита в китайских юанях и долгосрочного льготного кредита сроком на 20 лет на общую сумму $350 миллионов долларов. Следует отметить, что, начиная с 1995 года, Китай уже предоставил Узбекистану $35 миллионов долларов кредитов и на $7 миллионов долларов выделил гранты.
На этом фоне вполне понятными кажутся заявления Пекина о необходимости поддержки выхода национального капитала на зарубежные рынки и осуществления транснациональной хозяйственной деятельности. По сути, речь идет об еще большем увеличении экономической экспансии Китая в различных регионах мира, в том числе в Центральной Азии, где этот процесс уже начался.
Что касается, перспектив экономического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии в рамках ШОС, можно отметить, что до сих пор непонятен механизм скрещивания гигантского китайского экономического потенциала с разношерстными экономическими системами центрально-азиатских государств, которые опасаются быть поглощенными в ходе китайской торговой экспансии. Как ни печально, но на нынешний момент мы не можем чувствовать себя равноправными партнерами с Китаем. К тому же для Поднебесной страны Центральной Азии больше являются новыми источниками энергетических ресурсов, что вряд ли сходится с намерением того же Казахстана вырваться из статуса «сырьевого придатка».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции