Здесь есть два аспекта - политический и церковный, духовный. Надо помнить, что разделение было не добровольным, а принудительным в силу известных исторических причин, обстоятельств и событий. С этой точки зрения, воссоединение Церкви символизирует единство России, единение русского народа. В данном случае под русским народом я понимаю всех жителей России, исповедующих Православие. Это важно как для внутренней политики, для ощущения нации, так и для внешней - другим народам мы покажем, что мы способны на такие важные, существенные политические шаги. На мой взгляд, президент Путин, который принял самое непосредственное участие в этом соединении, в историю войдет, в первую очередь, как собиратель церкви. Если он до конца своих полномочий найдет очень уважительный, корректный способ перезахоронения Ленина, то его историческая миссия будет практически выполнена. Экономическая, политическая деятельность - это очень важно, но в истории остаются и такие фундаментальные вещи.
Что касается церковного, духовного аспекта. Дело в том, что светские читатели РИА Новости, в первую очередь, представляют себе объединение церквей как акт, связанный с преодолением юридических и финансовых препятствий. Хотя эти вопросы и важны, но они не главные. Главное - евхаристическое общение. Это очень широкое духовное общение между людьми одной веры. Самое главное таинство в церкви - это Причастие или Евхаристия. Когда верующие во время литургии подходят к чаше и причащаются Телом и Кровью Христовой, это объединяет их не только символически, но и физически. Сегодня и завтра, все последующие дни вы будете слышать такое словосочетание - каноническое единство. Канон - это закон, и ход мысли светского человека, далекого от этих законов, направляется в юридическую сторону, а на самом деле, в первую очередь, каноническое единство подразумевает евхаристическое общение. Сегодня утром после подписания акта о каноническом единстве эти разделенные части договорятся о том, что они причащаются из одной чаши, что все мы - православные, находящиеся по обе стороны границы - единое целое. Это мистически самый важный аспект.
Святейший патриарх Алексий, в свою очередь войдет в историю как человек, который не только не позволил расколоться Русской Православной Церкви внутри России, что предсказывали в начале 90-х годов (80% аналитиков говорили о том, что РПЦ расколется!), а при чьем настоятельстве произошло это воссоединение. Поэтому и святейший патриарх, и президент сыграли здесь важнейшую, колоссальнейшую историческую роль.
Те люди, для которых важна политическая составляющая этого объединения будут это ощущать физически через политические механизмы. Те людей, которые более погружены в церковь, с двух сторон - и в России, и в российской диаспоре за рубежом, ощущают то же единство, но не политически, а мистически. Эти два аспекта очень важны в зависимости от погруженности людей в веру. Какие бы другие слова я ни повторял, но разговор все равно будет вокруг этих двух важных вешек.
Мне кажется очень важным осмысление и в дальнейшем нашей общей истории как сообщающихся сосудов. Это, на мой взгляд, еще недостаточно осмыслено. Предстоит еще большая работа. Она облегчится тем, что будет снят психологический барьер самозащиты. Будущее коренится в прошлом и его осмыслении.
Это серьезная часть дела.
Вторая часть дела будет заключаться в укреплении пастырского делания, нашего исповедания Христа в современном мире. Опыт с обеих сторон различный, но возможно взаимодополнение. Для русского рассеяния-диаспоры это особенно скажется в том, что приходы в зарубежье Московского патриархата и РПЦЗ, которые кое-где даже находились в конкуренции друг с другом, теперь будут работать рука об руку. Мы будем вместе рассматривать вопросы, и решать их, такова моя надежда. Это, думаю, послужит укреплению благочестия среди русских людей и тех, кто приходит к православию за границей. Миссия, в духовном смысле слова не внешняя, а внутренняя, укрепится. И это, даст Бог, укрепит духовные начала в целом среди российского народа.
Дело в том, что деление русской церкви, которое произошло в 20-30-х годах, было разделением не только церкви, но и разделением всего русского народа. Часть ушла в эмиграцию, другая часть осталась в России. Это разделение неестественное и болезненное, поскольку мы во многом лишились высшего интеллигентного общества, в то же время те гонения, которые привели к искажению души русского народа в СССР, все это может быть исправлено медленным и постепенным воссоединением, единением.
На пути воссоединения, которое началось с конца советской власти, стоит огромное количество преград и законов. Воссоединение двух церквей - это первое институциональное действие по воссоединению расторгнутого народа.
Не случайно это начинается с церкви - самого сердца общества, потом уже пойдут внешние аспекты соединения. Что это может дать? Я думаю, для русского зарубежья это даст воссоединение с живым телом русского народа. Русское зарубежье, как любая диаспора, постепенно усыхает, а русская церковь за границей, отделенная от вселенского Православия, может, в конечном счете, превратиться в одну из сект, которых очень много в церковном мире, и это, безусловно, имело бы массу негативных последствий. Для самой церкви цель - сохранить себя для будущей России, так формулировали задачу Владыка Антоний Храповицкий и все последующие настоятели Русской Церкви заграницей.
С другой стороны, для русского общества в самой России воссоединение с русским зарубежьем очень важно для изживания негативных последствий советского периода - сотрудничества с советской властью, исказившего сознание коллаборационизма, неправильного представления о собственной истории, миссии Православия, разобщенности в церковном обществе. Люди, стоящие к исповеди в одной церкви, часто просто не знают друг друга, чего нет нигде в зарубежной церкви. Привычка к общему делу в рамках Церкви и шире - к общему делу в рамках общества, все это повлияет на морально нравственное оздоровление русского клира и епископата, лучшая часть которого за годы советской власти погибла, а те, кто согласился на сотрудничество, невольно повредили и себе и пастве.
Главное что будет - оздоровление и зарубежной церкви через воссоединение с живым телом российского народа здесь, и оздоровление церкви и народа через воссоединение с неиспорченным советчиной русским народом в зарубежье. И единство всегда лучше всякого разделения, потому что единство - это торжество добра над злом.
Я считаю, что воссоединение будет иметь большое духовное значение и для того, чтобы объединить русский народ, который сегодня разрознен: наши соотечественники живут за рубежом зачастую не по своей воле. Это восстановление правопреемства России и определенного рода восстановление исторической справедливости и разрешение тех противоречий, тех сложностей, которые раньше существовали во взаимоотношениях с нашими соотечественниками. Самое главное, что это принесет всем большой духовный прорыв, потому что сегодня Русская Православная Церковь действительно играет значительную роль в обществе. Объединившись со своими зарубежными приходами с Русской Православной Церковью Заграницей, мы получим и новые силы, и новую паству и, самое главное, возможность вести еще более активную миссионерскую деятельность, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Мы получим возможность бороться за нравственное воспитание подрастающего поколения, потому что сегодня церковь это форпост борьбы за наше будущее. Увы, есть поколение, которое мы уже потеряли.