Одной из главных причин авиакатастрофы 1 июля 2002 года над Боденским озером, в которой погиб 71 человек, включая 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию, стало то, что в ночь аварии на пульте управления воздушными перевозками дежурил всего один диспетчер. Сотрудники SkyGuide, представшие перед судом Цюриха 15 мая, заявили, что ничего сверхъестественного в этом не видят.
Ещё в 2004 году в Новом Орлеане было опубликовано исследование факторов катастрофы, проведенное Эшли Ньюнсом (университет в Иллинойсе) и Томом Ларсеном (SkyGuide). Согласно этому исследованию, одиночное управление полётами (Single Man Operation - SMOP) было разрешено официально в 2001 году, несмотря на протесты диспетчеров. Авторы исследования говорят, что следовало бы запретить SMOP по ночам. Однако SkyGuide практиковала это из денежной экономии.
Решение оставлять ночью одного диспетчера за пультом является "вынужденной мерой из-за нехватки людей" и в "широком смысле" связано с финансовой ситуацией компании SkyGuide, подтвердили накануне показания обвиняемых на суде в Цюрихе.
Трагедия, подобная катастрофе над Боденским озером, может повториться. Марк Баумгартнер, Президент Международной федерации ассоциаций авиадиспетчеров, говорит: «Коммерциализация годами вела к тому, что авиакомпании экономили на обучении диспетчеров и необходимом техническом оснащении. По всей Европе не хватает более двух тысяч авиадиспетчеров. Многие компании, занимающиеся воздушными перевозками (например, German DFS) существенно изменили свою политику с тех пор как вышли из-под государственного контроля. Они пытаются как можно больше сэкономить на себестоимости услуг в условиях постоянного роста цен».
Сотрудники компании Скайгайд, в зоне ответственности которой произошла катастрофа, обвиняются в убийстве по небрежности большого числа людей, им грозит от шести до 15 месяцев условного заключения. В число обвиняемых не входит бывший директор Скайгайд Ален Россье, ушедший в отставку в декабре прошлого года.
В ночь трагедии один из дежурных диспетчеров покинул пульт управления и ушел в комнату отдыха. Оставшийся дежурный диспетчер Петер Нильсен следил сразу за двумя радарами, имевшими разные масштабы. Из-за профилактических работ была отключена система оповещения, и заметившие опасное сближение двух самолетов немецкие коллеги не смогли дозвониться до Нильсена.
Петер Нильсен "был настолько загружен, что не мог позвонить напарнику". "Технические проблемы не дали мне вовремя заметить сближение и отреагировать. Я был перегружен", - заявлял диспетчер.
Исследователи из Германии, работавшие на месте аварии, говорят, что "трагедия случилась из-за совпадения нескольких обстоятельств, которые по отдельности не принесли бы особого вреда".
За допущение такого рокового совпадения сотрудникам SkyGuide грозит от 6 до 15 месяцев условно - но с этим наказанием они не согласны и свою вину отрицают. «SkyGuide надеется на объективное решение суда», - заявил пресс-атташе компании Штефан Герр в эфире телеканала «Россия».
Однако родные жертв катастрофы над Боденским озером "не ожидают многого" от суда над сотрудниками диспетчерской компании SkyGuide, сказал журналистам адвокат россиян Урс Заал (Urs Saal).
"Мы здесь находимся как наблюдатели и, как и наши подопечные, не ожидаем многого от этого процесса. Виновного уже нет в живых, а сотрудники SkyGuide будут кивать друг на друга, перекладывая ответственность", - сказал Заал. "Как, впрочем, с самого начала SkyGuide себя и ведет", - добавил он.
Швейцарские журналисты задаются другим вопросом: как суд будет рассматривать дело, в котором отсутствуют два главных обвиняемых? Помимо убитого Питера Нильсена, это сложивший с себя полномочия директора «Скайгайда» Ален Россье. С его молчаливого согласия в компании утвердилась практика дежурства одного диспетчера после 23.00, которая вместе с неполадками в работе оборудования и привела к катастрофе 1 июля 2002 года. Его отставка в декабре прошлого года позволила ему избежать неудобной ситуации, в которой его подчиненных могут осудить за следование введенных им правил.
Такой же позиции придерживается швейцарская журналистка Ариан Пере, которая провела собственное расследование трагедии. В своей книге Collision en plein ciel (Столкновение среди ясного неба), которая была опубликована в 2006 году, еще до отставки Россье, она заявила: «В любой другой стране - но только не в Швейцарии - Ален Россье бы уже ушел, будучи вынужден сам или под давлением других извлечь урок из ошибки, которую допустила компания под его руководством».
На сегодняшний день единственный судебный процесс, связанный с катастрофой над Боденским озером и завершившийся обвинительным приговором, - процесс по делу Виталия Калоева. Потерявший 1 июля 2002 года всю семью - жену и двоих детей - Калоев в октябре 2005 года был приговорен судом Цюриха к 8 годам тюрьмы строгого режима за убийство авиадиспетчера Нильсена.
Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам, считает, что Россия не должна обжаловать решение суда по делу Калоева: «Это наиболее мягкий приговор. По швейцарским законам, срок за убийство может доходить до двадцати лет».
Генеральный прокурор суда в Цюрихе тоже посчитал приговор суда «мягким» и даже заявлял о намерении его обжаловать.
Сейчас адвокаты Калоева пытаются добиться для него разрешения отбывать срок в России.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников