Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
Накануне 19-го саммита Россия - ЕС, который пройдет 17-18 мая в Самаре, член руководства Евросоюза Хавьер Солана, так оценил ситуацию: «Степень напряженности в наших отношениях достигла максимума».
Однако в Москве преобладает значительно более позитивный подход. Как заверил московскую прессу анонимный источник в Кремле, «никакого негатива у российской стороны в отношении саммита нет». Того же здесь ожидают и от европейских коллег. Львиную долю времени российские участники встречи в Самаре намерены посвятить строительству вместе с ЕС четырех «пространств сотрудничества», движению к взаимному безвизовому режиму, сближению по международным вопросам.
И президент Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров не раз подтверждали в последние дни: Россия и не думает рассматривать ЕС иначе, как своего крупнейшего стратегического и торгово-экономического партнера.
Вопреки скорбному тону некоторых наблюдателей, у участников форума в Самаре есть с чем поздравить друг друга. Экономические связи Европы с Россией не просто стремительно расширяются - они ставят настоящие рекорды по темпам развития. Так, к концу 2006 года общий товарооборот вышел на уровень 231 млрд долларов, причем на страны ЕС сегодня приходится 52% товарооборота России. Объединенная Европа получает из России 43% необходимого ей газа и 32% - нефти, отвечая взаимным интересом к сотрудничеству: 70% инвестиций в российскую экономику - европейские.
Не так уж все мрачно и в областях, выходящих за рамки экономики. Так, на саммите в Самаре будет объявлено о впечатляющем достижении: с 1 июля вступают в силу подписанные год назад в Сочи соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии. Россия как будущий член безвизового «шенгенского» пространства - такое предположение уже нельзя назвать чистой фантазией.
Все лучше узнают друга парламенты и правоохранительные службы России и Евросоюза. Обе стороны в составе «квартета» посредников вместе ведут поиск ближневосточного мира, пытаются образумить Иран.
В целом, по-видимому, трудно оспорить тезис: потенциал взаимодействия ЕС и России безграничен. И ради его раскрытия имеет смысл подняться выше, может быть, важных для кого-то, но частных, порой окрашенных государственным эгоизмом проблем.
Взять, например, польское мясо.. Российский санэпиднадзор на днях подтвердил: контроль Польши за качеством мяса недостаточен. В частности, россияне не готовы есть буйволятину из дальних стран под видом говядины.
В свою очередь премьер-министр Польши Ярослав Качиньский только что подтвердил: польское вето на начало переговоров о заключении нового Соглашения ЕС - Россия о партнерстве и сотрудничестве (СПС) остается в силе.
В самом этом факте нет ничего ужасного. Нынешний текст СПС содержит статью, предусматривающую его продление на неограниченный срок. В конечном счете, в замене старого СПС - его действие истекает 1 декабря 2007 - куда больше заинтересована Европа, чем Россия. «Нам очень нужно новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией», - признала в понедельник в Берлине канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Более тревожно другое. К польскому вето добавились еще два - литовское и эстонское. Вильнюс недоволен тем, что 26 июля 2006 года Москва перекрыла трубопровод «Дружба», поскольку утечки, проще говоря, кражи нефти достигли нетерпимых масштабов. Таллин обиделся на демонстрации у стен его московского посольства. Они прошли после того, как эстонские власти раскопали могилы советских воинов и тайно, ночью переместили Бронзового солдата
Но дело даже не в морали. Дело в том, что антироссийское крыло стран-новичков ЕС, возглавляемое Польшей, использует свое свежеобретенное членство, чтобы попытаться выбить из России одностороннюю, эгоистическую выгоду в самых разных спорах.
Механизм ЕС становится рычагом давления на Москву. А ветеранам Евросоюза, странам, основавшим этот клуб пять десятилетий назад, предлагается довольствоваться участью заложников.
В результате происходит печальное: не ветераны подтягивают новобранцев до своего понимания европейских ценностей, а новобранцы опускают ветеранов к своей националистической трактовке прав и свобод.
Об этом буквально кричит история с Бронзовым солдатом. Вскрыв воинские могилы и перетащив монумент, Эстония грубо нарушила статью 34 дополнительного протокола 1977 года Женевской конвенции о защите жертв войны. Действия Таллина также вступили в противоречие со статьей 13 четвертой Женевской конвенции, которая регулирует охрану культурно-исторических памятников и захоронений.
Тем не менее Брюссель полностью поддержал Эстонию. Эта несбалансированность позиции крайне разочаровала Москву, о чем она намерена четко заявить на саммите в Самаре. В сочетании с откровенным попустительством, которое руководство Евросоюза демонстрирует по отношению к проблеме «негражданства» сотен тысяч русскоязычных в Латвии и Эстонии, это, похоже, подтверждает подозрение: стандарты ЕС в области прав и свобод катятся вниз.
Польское мясо, эстонское кощунство и американская бесцеремонность в размещении компонентов ПРО в Восточной Европе - все это темы для обсуждения в Самаре. Но они не должно отвлечь участников саммита от главного вопроса: готова ли Объединенная Европа к дальнейшему стратегическому сотрудничеству с Россией? Чтобы прояснить эту принципиальную вещь, нужен пусть трудный, но откровенный разговор.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции