ПАРИЖ, 15 мая - РИА Новости, Виктор Онучко. Доктор историко-филологических наук князь Дмитрий Шаховской приветствует восстановление единства Русской православной церкви и Русской зарубежной церкви.
По мнению генеалога, профессора истории Русской церкви и русской философии Свято-Сергиевского богословского института в Париже Шаховского, в воссоединении Русской православной и Русской зарубежной церквей каноническое положение Русской зарубежной церкви находит свое завершение.
"Канонически считалось, что Русская зарубежная церковь не может жить сама по себе, она должна быть привязанной к определенному патриархату, будь то Сербский, Румынский, Константинопольский. Единственная церковь, которая имеет право давать независимость другой церкви, - это канонический патриархат. Из-за политических соображений - и это ситуация 20-х годов прошлого века - митрополит Евлогий выбрал путь временного признания Константинопольской патриархии, пока Русская православная церковь не станет свободной. Но митрополит Евлогий и Русская зарубежная церковь всегда себя считали членами Русской православной церкви, - сказал он РИА Новости.
По словам Шаховского, когда некоторые говорят, что Русская зарубежная церковь "переходит в Москву", это означает, что они "видят ситуацию в кривом зеркале".
По его словам, иерархи Русской зарубежной церкви никогда не отрывали себя от РПЦ.
"То, что их разъединяло, - это позиция ряда русских иерархов во время гонения на Русскую церковь", - утверждает историк.
В акте воссоединения церквей потомок Рюриковичей видит "процесс единения и примирения, не только духовного, но также исторического, и это, кроме того, смирение перед волей Господа".
"Что касается веры, за рубежом Русская православная церковь свидетельствовала, как могла. Но и в России она мужественно отстаивала веру", - сказал Шаховской.
Среди заслуг Русской православной церкви князь Шаховской назвал также ее борьбу за моральную человеческую основу. Он напомнил, что "Русская православная церковь в лице святейшего патриарха и митрополита Кирилла заявляет, что необходимо вместе с признанием человеческих прав защищать моральные устои, общие для всех религий".
"А что происходит в Европе? - продолжил собеседник агентства. - Возьмем основы иудейско-христианской цивилизации, а для Европы, конечно, в основном христианской. Когда страна, как Франция, или точнее - ее правительство, отказывается внести их в европейскую конституцию, это представляет собой отказ от своих истоков. Речь не идет о том, чтобы это была конституция верующих людей, но нельзя не признавать особый исторический факт, неоспоримый, об основах своей цивилизации".
Он подчеркнул, что даже если не углубляться в сложные исторические, философские и политические вопросы, восстановление единства церквей важно "для любого человека, который хочет быть русским православным, находясь за рубежом".