Вадим Дубнов, независимый обозреватель, для РИА Новости.
Уже изрядно подзабытое ощущение внешнеполитического успеха тоже, между прочим, требует изрядного пиара - чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что это он и есть, настоящий прорыв, и, с другой стороны, создать видимость своей, в общем-то, привычки к таким триумфам. Стало быть, радость должна быть одновременно и убедительной, и сдержанной. А поскольку успех с центральноазиатским турне Путина вошел в небывалый резонанс с фактическим фиаско параллельного энергетического мероприятий в Кракове, сдерживать обуревавшие эмоции было явно непросто.
В самом деле, только, может быть, фиаско российских хоккеистов нарушило небывалую гармонию совпадений: собравшиеся в Кракове восточноевропейские оппоненты России пытаются спасти лицо в то самое время, когда Москва победоносно крушит все антироссийские энергетические иллюзии мира в городе Туркменбаши. Лица дикторов и перья комментаторов преисполнены спокойного достоинства победителя. И освоение такого стиля, особенно на фоне полемики с Таллинном - достижение само по себе.
Более того: налицо тот самый случай, когда ни один из объективных критиков российской власти не станет сомневаться в том, что это и в самом деле успех. В нормально построенной и продуманной игре, с использованием собственных козырей, которыми были переиграны козыри чужие. Можно даже сказать, многоходовка. Начиная с самых похорон почившего Туркменбаши, когда Москва без излишней ажитации принялась за терпеливую осаду Ашхабада, идя корпус в корпус со своими соперниками, чтобы перед финишем так удачно рвануть. Сначала принять президента Казахстана так, чтобы ни одной утечке не было суждено сорвать будущую операцию, затем самым, казалось бы, будничным образом встретиться с самим туркменским наследником, а для сенсации очень важно случиться вовремя. Назарбаев и Бердымухамедов приглашению в Краков предпочитают встречу с Путиным, что должно означать главное: никаких вариантов транспортировки энергоносителей в обход России больше не обсуждается.
Москва отыграла ситуацию на все сто процентов. И ощущению успеха нисколько не должен мешать тот факт, что с самими перспективами транспортировки на самом деле ничего не прояснилось. Так всегда бывает с глобальными проектами транспортировки, которые поначалу подчиняются даже не столько политическим законам, сколько законам геополитики, повторяя все мифы этой разновидности политической хиромантии. Стратеги любят расчерчивать мировую карту пунктирами нефте- и газопроводов, чтобы потом глубокомысленно морщить лоб, наблюдая за катаклизмами в окрестностях нарисованных ими линий, которые, понятно, все объясняют, от чеченской войны таранов на башни-близнецы на Манхэттене.
Никто ведь поначалу и не уверял мир в том, что суперпроект нефтепровода Баку-Джейхан является венцом экономической целесообразности. Речь, как принято в таких случаях, шла о далеких стратегических перспективах, которых не проверить никакой алгеброй, зато ставки в политической игре чрезвычайно высоки. Речь шла о глобальной интеграции в мир региона Южного Кавказа, которая в планы одних входила, в планы других не входила, но уж кого эти начинания точно не интересовали, так это самих нефтяных гигантов, которые совершенно не рвались платить за геополитические игры. Больше десяти лет потребовалось для того, чтобы первоначальный проект стал хоть сколь-нибудь окупаемой экономической реальностью. Которая, впрочем, и сегодня едва ли достижима без Казахстана.
Глобальные проекты тем и хороши, что не требуют экономической проработки. То есть, конечно, экономическая мотивация более чем очевидна во всех подобных случаях, идет ли речь о трубе из Баку в Джейхан, Североевропейском газопроводе или о газопроводе в окрестностях Каспия, будь он хоть прикаспийским, хоть транскаспийским. Но еще до тщательной выверки сметы происходит процесс решающего выбора маршрута, который в прах разметает все начальные экономические расчеты. В экономическом плане прикаспийский вариант газотранспортировки выглядит предпочтительнее транскаспийского, тем более что речь идет не столько о строительстве, сколько о расширении уже существующего. Но точно так же оптимальный нефтяной путь из Азербайджана в Турцию пролегал через Армению, однако изрядный крюк через Грузию, увеличивший смету более чем в полтора раза, нисколько не снизил политическую ценность затеи.
И этот факт явно работает на тех, кто пытается придать нынешней российской радости элемент сдержанности. Кроме того, что и для Астаны, и для Ашхабада, кажется, Россия не в состоянии предложить цену, за которую те решительно и окончательно отказались бы от идеи диверсификации своих энергоносителей, речь идет к тому же и о политическом выборе. Сколько бы ни говорил Назарбаев о намерении транспортировать всю нефть через Россию, под его политической крышей в Казахстане уже выросло поколение, в планы которого совершенно не входит такая однозначность. Да и в Ашхабаде прекрасно понимают, что кроме них своей возможности выхода в мир ждет и Иран, и эта возможность рано и поздно обретет характер миллиардов кубометров, которые точно пойдут не через Россию. Да и вообще, не в стиле Ашхабада ограничиваться одним вариантом, о чем Бердымухамедов честно и предупредил Путина. А Назарбаев, как и следовало ожидать, тоже не стал совсем уж разрывать с краковским коллективом, отправив все-таки туда статс-секретаря своего минэнерго.
И дело не в том, какие документы и кем будут подготовлены к сентябрю и октябрю, на которые намечены очередные саммиты противостоящих друг другу энергетических сообществ. Осенью, скорее всего, тоже никакой ясности не появится. На самом деле и Ашхабад может праздновать успех - поработав на российский внешнеполитический праздник, он получил неплохой задел для повышения ставок в игре с Западом. А Казахстан мог себе позволить любые комплименты в адрес России, переложив ответственность за возможные изменения позиции на Туркменистан. Тем более что, каким бы ни планировалось трубостроительство на территориях Туркменистана и Казахстана, оно в любом случае пригодится - если не в прикаспийском варианте, то в транскаспийском. Его, кстати, хоронить пока рано. По той простой причине, что он еще не родился. Как, впрочем, и прикаспийский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции