Рейтинг@Mail.ru
Цена разговора - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цена разговора

Читать ria.ru в
Дзен
Два дня на этой неделе, 17 и 18 мая, в резиденции под Самарой будет проходить саммит Россия - Евросоюз. Его хозяева - Владимир Путин и федеральный канцлер Ангела Меркель, поскольку именно Германия до конца июня председательствует в ЕС. Это будет уже второй саммит подряд с ярко выраженными проблемами, идущими от новых членов Евросоюза - бывших республик СССР или членов «Восточного блока»...

Два дня на этой неделе, 17 и 18 мая, в резиденции под Самарой будет проходить саммит Россия - Евросоюз. Его хозяева - Владимир Путин и федеральный канцлер Ангела Меркель, поскольку именно Германия до конца июня председательствует в ЕС. Это будет уже второй саммит подряд с ярко выраженными проблемами, идущими от новых членов Евросоюза - бывших республик СССР или членов «Восточного блока».

Ситуация, в общем, любопытна и неоднозначна. Уже несколько лет назад Москва в своем общении с Евросоюзом делает упор на двусторонние контакты. Дескать, в «кагале» говорить о чем-либо конкретном невозможно, «хурал» оперирует обтекаемыми политическими сентенциями о «правах и свободах», «общих ценностях» и бесконечно выражает «свою обеспокоенность». Не тем, так этим. А как доходит до конкретных дел - садятся две стороны и тихо, без всякого беспокойства подписывают миллионные и миллиардные сделки к вящему удовольствию подписантов.

В «союзниках» Москвы были прежде всего крупнейшие члены Евросоюза: на первом месте Германия, затем Франция, Италия и даже Великобритания (потом с Германией и Британией стало хуже, но добавилась Греция). До общения с «маленькими» Москва даже не снисходила, так и не желая понять, что ЕС - это прежде всего единое сообщество, пусть даже в его кулисах идут бесконечные напряженные выяснения отношений. «Ну, и пусть себе выясняют, - думали в Москве, - это их головная боль, большие страны все понимают, они и объяснят остальным, как себя вести».

И все вроде шло хорошо до тех пор, пока в преддверии прошлого, осеннего, саммита Россия - ЕС вдруг не заартачилась Польша. Да так, что никакой Брюссель, Париж и даже Берлин не смогли ее переубедить. Так и приехали на саммит с несогласованной позицией. И хотя все старательно делали открытые милые лица, было ясно, что старые подходы перестают работать.

Накануне нынешнего саммита к полякам присоединились литовцы. Тут, по всей видимости, Москва должна возмутиться еще больше: Польшу мы хотя бы замечаем из-за ее размеров и численности населения, а Литву, по причине ее еще недавней «советскости» многие политики и на карте-то искать не желают, не то что общаться с ней, да еще как с равным партнером.

В принципе, это уже вторая волна возмущений новых членов ЕС за последние годы. Первую «большим» кое-как удалось погасить. Но что они стали делать взамен? Долго-долго «выражая обеспокоенность» внутриполитической ситуацией в России, они не добились никаких видимых изменений. Скорее, наоборот, с каждым разом Москва на их реплики реагировала все раздраженнее, под угрозой начинали оказываться уже экономические проекты.

И вот Запад, тот самый Запад, для которого свобода и общие ценности, человек и его самоощущения превыше всего, избрал новую тактику. Поняв, что по политике говорить с Москвой жестко теперь бесполезно, будет только хуже, «европейская Европа» отстала от России в вопросе ценностей и прочих «нематериальных активов», сузив набор тематики для разговоров до сферы сугубо материальной - экономических отношений.

Нормы прибыли, перспективные проекты, совместное освоение, постройка нового газо- или нефтепровода - вот, пожалуй, сейчас вся повестка дня отношений Евросоюза и России.

Задала тон все же Москва - именно Россия ведет себя сейчас на внешнеполитической арене так, будто 99% ее мирового интереса составляют альтернативные маршруты транспортировки нефти и газа, новые трубопроводы и т.д. Ну, а Европа, которой это все нужно, Европа, желающая заработать хорошие деньги, эту позицию приняла. «О'кей - не хотите общих ценностей - будем нефть качать». К полному замерзанию отношений не стремится никто, поэтому говорим о менее чувствительном: экономике и людях. Бизнес и гламур (если последний не выходит за рамки приличия).

И Москва рада такой постановке вопроса: во-первых, избавляет от необходимости лишний раз чего-то доказывать, во-вторых, подтверждает расхожую в последнее время позицию, что «капиталистов» не волнует строй, а волнуют только деньги вкупе с некоторыми гарантиями их сохранности и преумножения.

И все было бы хорошо, но тут вмешались «маленькие». Получилось, что теперь они как бы балансируют ЕС: одни про экономику, а другие про многолетнюю накопившуюся обиду и комплексы. Как будто именно они начали теперь напоминать европейцам о ценностях. То есть, конечно, «маленькие» тоже говорят про экономику: поляки хотят поставлять нам мясо и вообще сельхозпродукцию, которую затруднительно внедрить на рынки Франции или Испании. Литовцы мечтают о полной загрузке Мажейкяя, подозревая, что Россия перестала давать им нефть по «Дружбе» из-за того, что Мажейкяй они продали не нам, а полякам.

В общем, экономика. Но стоит за ней все же политика. И именно о политике, об обидах, о страхах и о необходимости уметь разговаривать «маленькие» теперь напоминают ЕС.

Напоминают как могут, - иногда слишком страстно и пристрастно. Как было и с Польшей, и с Эстонией (что, заняться что ли в стране больше нечем, кроме как памятником?), и с Латвией. Теперь вот с Литвой. И это приходится принимать во внимании и нам, и «большим» в ЕС.

Не вся жизнь измеряется прибылями, газопроводами и контрактами. Как во взаимоотношениях людей, так и в контактах стран остается огромное нематериальное пространство, которое поддерживается, в том числе, общением. Именно в процессе общения узнаются противники и единомышленники, возникает доверие или отторжение (человека или целой нации), именно на едином понимании природы вещей рождается многолетняя дружба и поддержка. На единых взглядах базируются контакты и доверие.

И это именно то, что Россия совершенно упустила в последние годы. Надо встречаться и надо говорить, надо общаться и обмениваться мнениями, а не только подписывать очередные газовые и трубопроводные контракты, находясь в убеждении, что деньги значат всё и нужны всем.

Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала