Рейтинг@Mail.ru
История возникновения Русской зарубежной церкви - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История возникновения Русской зарубежной церкви

Читать ria.ru в
Дзен
Происхождение Русской зарубежной церкви тесно связано с историей белого движения и русской эмиграции. Отделение ее от Церкви в Отечестве произошло вследствие октябрьской революции 1917 года, гражданской войны и установления в России богоборческой власти.

К материалу: В Москву прибудет делегация Русской зарубежной церкви

Происхождение Русской зарубежной церкви тесно связано с историей белого движения и русской эмиграции. Отделение ее от Церкви в Отечестве произошло вследствие октябрьской революции 1917 года, гражданской войны и установления в России богоборческой власти.

В 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России. Оно охватывало территорию, контролировавшуюся Белой армией. Постепенно эта территория становилась все меньше, многие находившиеся на ней люди покидали границы России. И в 1920 году Высшее церковное управление оказалось уже в Константинополе.

Более тридцати епископов и сотни священнослужителей были отрезаны от Москвы. Они пришли к убеждению в необходимости поддерживать единство русской эмиграции общим церковным руководством. В сложившихся условиях Патриарх Всероссийский Тихон признал каноничным существование Заграничной церкви.

В Константинополе собор зарубежной части Русской церкви избрал своим главой митрополита Киевского Антония (Храповицкого).

В 1921 году Высшее церковное управление перебралось на территорию Соединенного королевства сербов, хорватов и словенцев по приглашению Патриарха Сербского. Патриарх предоставил русским архиереям свою резиденцию в Сремских Карловцах. По названию этого города и церковь долгое время называли "Карловацкой". В том же 1921 году в Сремских Карловцах состоялось Всезарубежное церковное собрание, которое затем провозгласило себя "Всезарубежным собором". В нем приняли участие свыше 150 делегатов, в том числе 16 архиереев.

Собор выступил с несколькими заявлениями политического характера. В частности, с воззванием к верующим, в котором признавал необходимым возвращение на престол законного царя из дома Романовых. Кроме того, собор обратился с посланием к Генуэзской конференции, в котором поддержал интервенцию против советской России.

"Эти события, конечно, не улучшили положение Церкви на Родине. От патриарха Тихона требовали, чтобы он лишил сана зарубежных архиереев за их высказывания. Он этого никогда не сделал. Но объявил, что их политические высказывания не отражают позиции Русской церкви и не имеют никакого церковного значения. Издал указ о роспуске Высшего церковного управления за границей, который по-настоящему никогда не был исполнен", - сказал РИА Новости секретарь комиссии Московского патриархата по диалогу с РПЦЗ протоиерей Николай Балашов.

По его словам, указ исполнили только формально: распустили Церковное управление, но созвали Архиерейский Синод.

"В то время, в 20-е годы, русские архиереи за границей еще не называли себя "Русской зарубежной церковью". Они называли себя епископами "зарубежной части Русской церкви". Название "Русская зарубежная церковь", "Русская православная церковь за границей" возникает уже в 30-е годы", - добавил Балашов.

После смерти патриарха Тихона (в 1925 году) у Русской православной церкви долгие годы не было возможности созвать Собор и избрать нового патриарха. Патриарший местоблюститель тоже находился в тюрьме. Церковь управлялась заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием. На Церковь оказывалось огромное давление, были арестованы многие десятки архиереев и тысячи священников.

"В этих условиях в 1927 году митрополит Сергий издал послание к пастырям и пастве, в котором говорил о том, что Церковь не вовлечена в политику, но беды Родины воспринимает как свои беды и ее радости - как свои радости", - отметил Балашов.

Послание митрополита Сергия вызвало резкое неприятие в Русском зарубежье. Именно с этого времени - с 1927 года - прекратилось каноническое общение зарубежных епископов с церковной властью в Москве. Было окончательно признано, что церковная власть порабощена большевиками и говорит голосом стоящего за ней безбожного режима, поэтому нельзя исполнять ее распоряжения и находиться с ней в канонических отношениях.

Заграничный Синод постановил "прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью". Вместе с тем, Синод подчеркнул тогда, что заграничная часть Русской Православной Церкви "не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной".

В действующем на сегодняшний день положении о РПЦЗ, которое было принято в 1956 году, говорится, что Русская зарубежная церковь есть неразрывная часть Поместной Российской православной церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России "безбожной власти".

Даже в самые тяжелые периоды противостояния пастыри и паства Зарубежной церкви подчеркивали, что не составляют какой-то особой Церкви, а являются частью Русской церкви, и их отдельное существование - явление временное. Это было отмечено и в самом начале переговоров о восстановлении единства.

Предпосылки для начала переговорного процесса

"Безбожная власть в России упразднилась, конечно, не сегодня, и не четыре года назад, когда реально начался наш переговорный процесс", - отметил Балашов. По его словам, "Церковь по природе своей институция довольно консервативная и неторопливая". Поэтому понадобилось немало времени, чтобы представители Зарубежной церкви, приезжая в постперестроечную Россию и общаясь с ее гражданами за границей, убедились в серьезности и необратимости изменений, произошедших в церковно-государственных отношениях.

Знаковым событием для верующих русского зарубежья и их пастырей стал юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви 2000 года. Выделяются три аспекта этого собора, которые произвели большое впечатление на РЗП.

Первое - это причисление к лику святых Царственных страстотерпцев - семьи последнего российского императора Николая Второго, а также еще более тысячи новомучеников и исповедников российских.

РЗЦ канонизовала (причислила к лику святых) цел ряд новомцучеников еще в 70-е годы прошлого века.

"Вместе с тем, подход к канонизации у РЗЦ был, по необходимости, упрощен. Они не владели архивами, у них не было документов. Случалось, что были допущены и некоторые ошибки, которые пришлось признать потом", - отметил Балашов.

В России же, по его словам, работала специальная Синодальная комиссия по канонизации святых, которая проделала огромную работу, изучив тысячи архивно-следственных дел из ФСБ и других ведомств. "После этого тщательно изучения биографий лиц, пострадавших за Христа и его Церковь, мы причислили к лику святых множество новых подвижников", - сказал собеседник агенства.

Вторым важнейшим деянием юбилейного Архиерейского Собора 2000 года он назвал принятие "Основ социальной концепции Русской православной церкви". Документ вносил полную ясность в вопрос о взаимных отношениях Церкви и государства. Таким образом, обвинения в адрес РПЦ, что ее отношения со светской властью есть отношения "сервилизма" и готовности выполнять любые требования государства, даже если это государство безбожное, более не стояли между Церковью в Отечестве и за рубежом.

"Архиереи РПЦЗ признали, что Собор 2000 года фактически подтвердил то учение о взаимных отношениях Церкви и государства, которое и они, и зарубежная часть Русской церкви, признает вполне православным и поддерживает. Даже более того, отметили, что никогда ни одна Православная церковь в истории не выразила этого учения с такой отчетливостью и ясностью", - подчеркнул Балашов.

Наконец, еще одно препятствие к воссоединению устранялось определением Архиерейского собора "Об основных принципах отношения Русской православной церкви к инославию". "В документе подвергались внимательному анализу те вопросы, которые долгие годы служили предметом для разных обвинений со стороны Русской зарубежной церкви. А именно то, что рассматривалось как чрезмерная открытость Церкви на Родине в отношениях с христианами других конфессий", - отметил представитель Московского патриархата.

Изложенные в документе юбилейного Собора принципы взаимоотношений Православной церкви с неправославными христианами и с межхристианскими организациями отвечали представлениям и Русской зарубежной церкви.

Таким образом, были созданы предпосылки для начала серьезного и конструктивного диалога.

"Фактически же этот диалог стал возможным после смены руководства РПЗЦ в 2001 году. Ее прежний глава митрополит Виталий, будучи человеком чрезвычайно пожилым и далеким уже от земной реальности, совершенно не представлял, что происходит в России", - пояснил секретарь комиссии по диалогу.

Нынешний Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, первый официальный визит которого в Россию состоялся в мае 2004, до этого в России бывал многократно, но инкогнито. "Он хорошо знал, что здесь происходит. И большинство членов Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви до этого не раз бывали в России. И хорошо знали, что это уже другая страна и жизнь Церкви здесь - это совсем не то, с чем они боролись на протяжении многих десятилетий, обличая Церковь в советской России в отходе от идеалов чистого православия", - сказал Балашов.

История переговорного процесса

С момента своего избрания на Патриаршую кафедру Алексий Второй неоднократно предпринимал попытки к преодолению разделения Русской православной церкви, считая его исторически изжившим себя. Стремление к сближению проявили и представители Русской Зарубежной Церкви, которая всегда отмечала временный характер своего отделения.

В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь в Нью-Йорке, в генеральном консульстве РФ встретился с митрополитом Лавром, членами Архиерейского Синода Зарубежной церкви и некоторыми ее священниками.

"Руководство Русской зарубежной церкви получило возможность своими глазами посмотреть на носителя высшей власти в России и сделать вывод о том, что власть в России теперь точно не безбожная. Стало быть, пора, в соответствии с существующим уставом РПЦЗ, пересматривать дальнейшие основы существования", - отметил Балашов. Представитель Московского патриархата подчеркнул, что тогда президент передал митрополиту Лавру приглашение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго посетить Русскую православную церкувь в Отечестве и, в свою очередь, пригласил Первоиерарха РПЦЗ в Россию от своего лица.

В ноябре 2003 года в Россию впервые приехала официальная делегация РЗЦ. "Нам было еще очень нелегко разговаривать друг с другом. Вместе с тем, именно тогда определились те основы, на которых впоследствии будет восстановлено церковное единство", - вспоминает секретарь переговорной комиссии Московского патриархата.

Важнейшим итогом первых совместных рабочих заседаний стало решение о том, что должна существовать единая Поместная Русская церковь, при сохранении самоуправления РПЦЗ в исторически сложившейся совокупности ее епархий и приходов и при участии архиереев РПЦЗ в решении всех общецерковных вопросов. Тогда же были сформулированы основные вопросы, осложнявшие процесс сближения, по которым необходимо было найти решения, приемлемые для обеих сторон. Это были вопросы об отношениях Церкви и государства (отдельные представители зарубежья все еще продолжали обвинять РПЦ в "сергианстве"), об отношениях православия с другими религиями и международными межхристианскими организациями (участие Московского патриархата в работе Всемирного совета церквей до сих пор смущает некоторых клириков и мирян РПЦЗ). Надо было определить также статус Русской зарубежной церкви, взгляд Московского патриархата на историю Церкви за рубежом, разобрать канонические вопросы, связанные с условиями желаемого воссоединения.

Для решения поставленных задач в конце 2003 года Московский патриархат и РПЦЗ создали встречные комиссии по диалогу. В течение последующих трех с лишним лет комиссии провели восемь совместных заседаний в России и ряде стран, где расположены центры русского зарубежья. По всем основным вопросам были выработаны общие позиции и сделаны официальные совместные заявления.

В мае 2004 года впервые в истории Москву официально посетил глава Зарубежной церкви митрополит Лавр. Первоиерарх присутствовал на ряде патриарших богослужений. Таким образом, было восстановлено молитвенное общение с РПЦЗ.

На расстрельном полигоне в Бутове, где в годы репрессий советской власти тысячи людей приняли смерть за веру, Патриарх Алексий Второй вместе с митрополитом Лавром заложил собор в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских. В этом году 19 мая, уже после подписания Акта о каноническом общении, Патриарх и митрополит Лавр освятят построенный храм и совершат в нем первую Божественную литургию.

В мае прошлого года в Сан-Франциско, впервые с 1974 года, был созван 4-й Всезарубежный Собор, специально для решения вопроса о восстановлении единства с Московским патриархатом. В нем приняли участие около 140 делегатов РПЦЗ из стран Северной и Южной Америки, Австралии, Европы и СНГ. В резолюции участники Собора единодушно выразили "решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями во Отечестве и за рубежом" и восстановить евхаристическое общение с Московским патриархатом, что позволит верующим РПЦ и РПЦЗ причащаться из одной Чаши, а священникам - вместе служить".

Встречные комиссии по переговорам разработали документ, восстанавливающий церковное единство - Акт о каноническом общении, который после ряда обсуждений и доработок был одобрен Священноначалием Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.

Священный Синод Московского патриархата и Архиерейский Синод Русской зарубежной церкви приняли решение о том, что Акт о каноническом общении будет подписан Патриархом Алексием Вторым и митрополитом Лавром 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя.

Акт о каноническом общении, приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением, были опубликованы 1 ноября 2006 года одновременно на официальных сайтах сторон.

Согласно акту, РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".

Вместе с тем, "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ становятся "Поместный и Архиерейский Собор РПЦ". Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

Как сказано в опубликованных осенью Синодом РПЦЗ разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЗЦ утрачивает свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти".

Когда акт будет подписан, духовенство и миряне Зарубежной церкви и Московского патриархата смогут вместе совершать евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие смогут посещать храмы друг друга.

Божественная литургия, которую после подписания акта впервые совершат вместе Патриарх Алексий и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, станет символом восстановления единства Русской церкви и окончания гражданской войны, разделившей русский народ в начале прошлого столетия.

Значение подписания Акта о каноническом общении и противники единства

"Надо иметь в виду, что в русской эмиграции в разных частях света есть несколько церковных юрисдикций. Русские входят как в приходы Московского патриархата, так и в приходы автокефальной Православной церкви в Америке, в приходы Константинопольского патриархата. Так что РЗЦ объединяет только определенную часть русской эмиграции. Но это очень важная часть, которая представляет из себя последователей белой идеи в ее достаточно радикальной форме", - сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, в подписанием Акта о каноническом общении произойдет "воссоединение нынешней России и тех приверженцев белой идеи, которые сегодня живут на Западе, а также их последователей, которые относительно недавно приехали в западные страны".

"Я думаю, что возвращение духовного единства между Россией той, какая она есть сегодня, и сторонниками белой идеи, сохранившими ее на Западе, - это очень важный для русского самосознания факт", - сказал Чаплин. По его словам, с одной стороны, люди, являющиеся носителями "белой идеи", вновь ощущают себя частью и посланцами России в мире, выходят из изоляции, обретают возможность полноценного церковного общения с другими Поместными православными церквами мира, которой были лишены прежде.

Теперь Зарубежные священники смогут служить литургию и на Святой Горе Афон, чего раньше не могли, и у Гроба Господня в Иерусалиме. Кроме того, Русская зарубежная церковь сможет рассчитывать на помощь Московского патриархата, в частности, в восполнении нехватки кадров. Символическая связь Зарубежной церкви и ее приходов с Церковью в Отечестве будет выражаться в том, что на богослужениях в храмах РПЦЗ будет молитвенно поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.

"С другой стороны, в Россию возвращается в качестве участника общенациональных процессов все то наследие, которые было сохранено и отстаивалось Зарубежной церковью в течении ее исторического существования на Западе, в разных регионах мира. А это наследие служения Отечеству, самостоятельного облика в мире, самостоятельного курса в мировых делах, верности тем историческим традициям, которые развивались в России вплоть до февраля и особенно ноября 1917 года", - сказал Чаплин.

Таким образом, по его словам, в российскую жизнь возвращается "очень значимая сила", выступающая за преемство исторического пути и традиций народа, развивавшихся до революции. "Я считаю, что это дает мощную надежду на восстановление исторического пути России, на восстановление исторического облика России, на то, чтобы были преодолены последствия лихолетия, начавшегося в 1917 году", - заключил представитель Московского патриархата.

Он назвал также имена некоторых активных противников восстановления единства Русской церкви.

"Среди них, например, есть отставной полковник стратегической разведки армии США господин Евгений Магеровский. Он вдет кампанию, нацеленную на то, чтобы создать в Зарубежной церкви параллельную систему управления, которая, очевидно, в тот или иной момент, предположительно 16 или 18 мая, должна выйти из подчинения митрополита Лавра и образовать новую организацию. Насколько я вижу, пока эта группа не очень многочисленна", - сказал Чаплин. По его словам, активно пытается препятствовать воссоединению РПЦЗ с Московским патриархатом также "бывший работник КГБ, который потом стал перебежчиком, господин Константин Преображенский, живущий тоже в Соединенных Штатах".Третьим последовательным противником единства Чаплин назвал Михаила Назарова. По его словам, это также "бывший советский перебежчик, известный своими радикальными политическими убеждениями, выступивший одним из составителей и распространителей скандального "письма пятиста" с призывами закрыть еврейские организации в России".

По словам Чаплина, можно назвать еще много имен. Но представитель Московского патриархата убежден, что "работа этих господ - это немощные дерзости", которые не принесут результата, и тяжкие последствия революции 1917 года, гражданской и холодной войн будут окончательно преодолены.

Русская зарубежная церковь насчитывает 13 архиереев, около 320 приходов и 20 монастырей. Большая часть приходов расположена в США, Южной Америке, Австралии, Германии и ряде других стран Западной Европы.

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала