Янис Урбанович, депутат сейма Латвии, член экспертного совета РИА Новости.
В жизни часто бывает так: происходит какое-то заметное событие или происшествие. Оно вызывает определенную общественную реакцию, дискуссии, противоречивые мнения, порой даже истерию. Но все это пока еще не подлинный результат происшедшего, а лишь видимость его. Настоящий «сухой остаток», а также причины и интересы, его породившие, - все это можно разглядеть и понять только по прошествии какого-то времени. Как сказал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать - большое видится на расстоянии».
Все сказанное выше также относится и к недавним таллинским событиям, которые были вызваны перемещением Бронзового солдата и раскопками братской могилы павших советских солдат. Убежден, что подлинной причиной «перемещения» было желание части эстонской элиты и лично нынешнего премьера указать своим русским гражданам (и негражданам) на их место. А главным фактическим результатом его стал всплеск русофобии в Европе вообще, и в балтийских странах в частности. Сегодня в Латвии наши правые политики изо всех сил пытаются перенести «постстрессовую» эстонскую ситуацию на латвийскую почву и использовать ее против латвийских русских.
Впрочем, может быть, г-н Ансип и не русофоб. Может быть, с интересом прочел «Войну и мир». Возможно, он любит русскую горчицу и черную икру. Готов предположить даже, что в прошлом он водил своих дочерей (их у него три) на балет «Щелкунчик» и сейчас втайне жалеет, что пафос высокого государственного поста не позволяет ему время от времени наведываться в петербургский Эрмитаж. Все это может быть так. А, может, и не так... Тут можно сомневаться, тут нужно знать Ансипа поближе. Зато личные заслуги его в умножении русофобии - у себя в стране и за ее пределами - очевидны и красноречивы. Как говорится, судите о человеке по делам его...
Сегодня миру предложен следующий яркий образ: Эстония - юная приличная девушка в кружевном передничке, которая внезапно для себя столкнулась с немытым, нечесаным, нетрезвым грубияном, который стал ее оскорблять и грязно к ней приставать. Однако это не совсем так, и уже поэтому неправда. Во-первых, приличные девушки, даже если они не читали «Красную шапочку», знают от мам и подружек, как вести себя с людьми, чтобы не получить приключения на свою голову. А, во-вторых, г-ну Ансипу, в свое время работавшему в советских структурах, наверняка известно, что великая Победа и уважение к павшим за нее - есть краеугольный камень и основополагающая ценность не только для русских, но и для других народов бывшего СССР. Эстонский премьер просто обязан был представлять себе, к чему приведет попытка этот камень пошевелить.
Похожий сценарий - в период «подготовки к школьной реформе» - имел развитие и в Латвии. Но у нас, слава Богу, тогда не дошло до столкновений. Хватило здравого смысла и у школьников, и у их родителей. А вот в Эстонии дошло... Здесь «тему» довели до обострения. Результат известен - всплеск русофобии и разговоры о необходимости выработки стратегии «сдерживания русских внутри ЕС».
Особую тревогу вызывают уже упомянутые попытки перенести в Латвию некую матрицу ситуации, возникшей в Эстонии после таллинских беспорядков. Мол, русские - они везде и всегда такие, а потому требуется в отношении их особая тактика сдерживания. Убежден, что именно такая логика направляла таллинские бульдозеры и таллинских «археологов».
Было высказано также мнение, что причина эстонских беспорядков - это ошибки в политике интеграции. С этим нельзя не согласиться. Только нужно добавить, что практически вся политика в области интеграции - как эстонская, так и латвийская - по своей сути большая ошибка. Слово «интеграция» происходит от латинского integrati, что значит восстановление, восполнение (от integer - целый). Этот термин используют для обозначения процессов сближения, восстановления связанности частей и функций, ведущих к целостности. Он не имеет никакого отношения ни к поглощению, ни к растворению, ни к перевоспитанию...
О каком же восстановлении целостности и единства латвийского общества можно говорить сегодня, после 15 лет интеграции? Налицо как минимум две крупные общины, разделенные по признаку языка, происхождения, политических симпатий и даже правообладания. Их обслуживают два медийных пространства, которые настолько явно противостоят друг другу, что кажется, пишут они о разных странах. При этом барьер между «русскими» и «латышами» не снижается, а напротив, растет и строится, и это самое печальное.
Один неглупый иностранец, поработавший в нашей стране, заметил как-то, что проблемы Латвии идут оттого, что латыши не осознают себя большинством в ней, а русские не считают себя меньшинством... Предлагаю крепко подумать над этим и тем, и другим. Потому что нам придется, в конце концов, выйти на более или мене равноправный диалог, нам придется сближаться по-настоящему, а не на бумаге. Это будет процесс с двусторонним движением, и двигаться предстоит навстречу друг другу.
Без интеграции общества у Латвии нет будущего. Но программу этого единства еще только предстоит создать - общими усилиями. И чтобы не отдалять, а приближать это время, я призываю сегодня гнать в шею призрак русофобии, как и любой ксенофобии вообще.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции