Рейтинг@Mail.ru
13 мая - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

13 мая

Читать ria.ru в
День Черноморского флота - ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года.>>
День памяти Жанны д`Арк (Франция); отмечается во второе воскресенье мая.>>
1836 - началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск

День Черноморского флота

День Черноморского флота - ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года. Черноморский флот основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова. Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота. В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым  ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. В соответствии с подписанными документами предусматривается пребывание ЧФ России на базе в Севастополе до 2017 года.

День памяти Жанны д`Арк

День памяти Жанны д`Арк (Франция); отмечается во второе воскресенье мая.
30 мая 1431 года в Руане была казнена ставшая позже национальной героиней Франции Жанна д'Арк. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на не оккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. В марте 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан, где она получила второе имя - Орлеанская дева. Молва уже утверждала, Франция. Город Руан. Памятник на месте казни Жанны д'Арк работы скульптора Максима Реаль дель Сарточто именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, в мае 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии. 17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и, несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. 23 мая 1430 года Жанна попала в плен к англичанам. Те организовали церковный суд в Руане, обвинив Жанну д'Арк в ереси и колдовстве. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор. 30 мая в 9 часов утра Жанну д'Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведены эшафоты. Третий эшафот предназначался для Жанны д'Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг него штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева. В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

1836 - началось строительство первой в России железной дороги

1836 - началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск.
В 1834 году горное ведомство России  пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера, чеха по национальности. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России , в том числе и магистрали Петербург - Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской  железной дороги ( Петербург - Царское Село - Павловск ). Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев. К весне 1836 года все было Железная дорогаподготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить в мае 1836 года. Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу , которая не была приобретена обществом, распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. Решая многие технические вопросы, связанные с выбором оборудования и подвижного состава, Герстнер думал и о привлечении пассажиров будущей Царскосельской линии. Предприимчивый инженер решил сделать Павловский вокзал центром для увеселительных прогулок, всевозможных зрелищ. С этой целью для Павловска были заказаны фонтаны и оборудование к ним, проведены переговоры об изготовлении для станции  Павловск «большого музыкального инструмента». Труды Герстнера не пропали даром, со временем Павловский вокзал стал одним из лучших концертных учреждений  России . Здесь выступали знаменитые дирижеры, вокалисты. Строительный сезон 1836 года. заканчивался, но земляные работы не были завершены. Их предполагалось закончить в следующем году. Стало ясно, что сквозного движения между Петербургом  и Павловском к намеченному сроку - 1 октября - не открыть. Чтобы хоть как-то спасти положение, а заодно свою репутацию, строитель линии решил открыть движение на готовом к эксплуатации небольшом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Открытие движения между Царским Селом и Павловском было назначено на 27 сентября. Так как заказанные паровозы еще не поступили, решили использовать конную тягу. Сотни жителей  Павловска и Царского Села , а также приехавшая из Петербурга публика в назначенное время собрались в Павловском парке. По приглашению Герстнера экипажи заполнили любопытные зрители . Весь путь в 3,5 версты лошади с составом пробегали за 15 минут. На 6 ноября были назначены первые поездки с паровозной тягой. К этому времени в вагонных и паровозных депо, находившихся близ Царского Села (в сторону Петербурга ), уже был собран весь прибывший на дорогу подвижной состав. В полдень около стоявшего на станционных путях поезда был отслужен молебен и поезд, вагоны которого заполнили многочисленные пассажиры, отправился в Павловск. «...Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед... Стоявшие по сторонам  дороги  зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины...». Поездки были бесплатными, желающих находилось много, и поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек. Толпы людей стояли вдоль пути, большую скорость развивать было опасно, и паровозы водили поезда со скоростью 20-24 версты в час. Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 30 октября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село . Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. Открытие  железной   дороги  вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.

1946 - вышло постановление Совета Министров о развитии в СССР реактивного вооружения

Постановление, подписанное Сталиным, определило, что работы по развитию реактивной техники являются важнейшей государственной задачей, и обязало все министерства и организации выполнять задания по реактивной технике как первоочередные. Этим особым Постановлением формировалась вся инфраструктура ракетной отрасли промышленности и создавались особо благоприятные условия для  развития  ракетного  вооружения, а затем и космонавтики. В числе других на базе подмосковного артиллерийского завода № 88 был образован НИИ-88 Министерства вооружения СССР - первая в стране научно-исследовательская, конструкторская и производственная организация по разработке баллистических ракет дальнего действия как нового вида оружия. В министерствах были созданы научно-Реактивная система залпового огня Смерчисследовательские институты, конструкторские бюро и полигоны по реактивной технике. Для развертывания работ поручалось использовать как задел опыт работы по  реактивному вооружению Германии, определялись задачи по восстановлению технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты Фау-2 и зенитных управляемых ракет Вассерфаль, Рейнтохтер, Шметтерлинг. Предусматривалась подготовка инженеров и научных сотрудников по ракетной технике, студентам старших курсов вузов предлагалась переподготовка на специальность по реактивному вооружению, и уже к концу 1946 года были выпущены первые специалисты. В июне 1946 года в Астраханской области был основан полигон Капустин Яр (ныне - Четвертый Государственный центральный полигон Министерства обороны РФ). На этом полигоне проходили испытания ракеты А-4 (Фау-2). Первая баллистическая ракета А-4 была запущена с полигона Капустин Яр 18 октября 1947 года. Пуск ракеты положил начало созданию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), развертыванию работ по созданию ракетного вооружения и освоению космического пространства в России. Из Капустина Яра совершены запуски первых советских баллистических ракет конструкции Сергея Королева Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и созданных на их базе геофизических ракет, а также баллистических ракет конструкции Михаила Янгеля Р-12 и Р-14. 31 августа 1959 года на полигоне Капустин Яр впервые в истории был произведен пуск ракеты из шахты: ракета средней дальности Р-12 достигла расчетного района, ознаменовав таким образом новую эпоху в истории создания и развития отечественной ракетной техники.

1956 - покончил жизнь самоубийством Александр Александрович Фадеев

1956 - покончил жизнь самоубийством Александр Александрович Фадеев,  писатель и общественный деятель.
Александр Фадеев родился в 1901 году в семье профессиональных революционеров. В 1908 году семья переехала на Дальний Восток, где Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище. Сблизившись с большевиками, вел агитационную работу среди учащихся и сотрудничал с большевистской газетой «Красное знамя». В 1919 году был направлен агитатором в партизанский отряд; отличился в боях, был ранен, закончил гражданскую войну в должности комиссара бригады. В 1921 году был делегирован на Х съезд партии, вместе со Писатель Александр Фадеевмногими делегатами участвовал в подавлении мятежа в Кронштадте, был тяжело ранен. В 1924 году направлен на партийную и литературную работу на Северный Кавказ, где находился до 1926 года. Вернувшись в Москву, Фадеев стал профессиональным литератором. С 1926 года возглавлял писательские организации, начав с Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и закончив секретарем правления Союза писателей СССР. Автор известных романов «Разгром», «Последний из Удэге», «Молодая гвардия», теоретик «социалистического реализма», Фадеев, выполняя волю партийных вождей, критиковал творчество Андрея Платонова, Михаила Зощенко, Анны Ахматовой и других. В 1956 году в состоянии глубокой депрессии Фадеев покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертное письмо, адресованное ЦК КПСС: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено». Содержание письма было обнародовано только в 1990 году. Вопреки последнему желанию Фадеева быть похороненным рядом с матерью, похоронен на Новодевичьем кладбище.

1950 - в английском городе Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1»

К началу проведения современных чемпионатов мира (Гран-при) в 1950-м году история автоспорта насчитывала уже более полувека. Еще в начале ХХ века была создана и успешно функционировала Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR, преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA. В период до второй мировой войны ассоциация провела несколько гоночных первенств, ставших прообразом современных Гран-при (серия состязаний на Международный кубок 1900-1905 годов, чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей 1925-1927 годов и чемпионаты Европы 1931-1939 годов). Популярность автоспорта формула-1постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок - во Франции, Италии, Швейцарии и Испании. В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных. В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение - учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при. Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома. Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил. Первая гонка проходила в присутствии членов британской королевской фамилии, в ней принимали участие сильнейшие гонщики мира того времени - Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Луи Розье, Редж Парнелл, Принц Бира и другие.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала