Александр Горбунов, спортивный обозреватель - для РИА Новости.
Лучшим сборным мира осталось провести на хоккейном чемпионате в Москве четыре матча: две полуфинальные встречи (Россия - Финляндия и Канада - Швеция), игру за третье место, в которой сойдутся неудачники полуфинала, и, собственно, финал, который и определит сильнейшую на сегодня команду.
Специалисты на стадии плэй-офф стараются воздерживаться от прогнозов, поскольку игра «на вылет» может сложиться самым непредсказуемым образом. Как существует тактика и стратегия круговых турниров, так существует тактика и стратегия одного матча. Финны, пожалуй, лучше других умеют выстраивать такие встречи, «сушить» игру, все силы бросить ради того, чтобы не пропустить шайбу и ловить при этом шансы в хорошо отработанных на тренировках контратаках. Финская сборная и досталась российской команде в полуфинале.
В прошлом году именно финны выбили российских хоккеистов на этой стадии из олимпийского турнира в Турине. И - именно таким образом: «засушив» игру, тщательнейшим образом нейтрализовав соперников, уверовавших после предыдущих побед, особенно над канадцами, в свою непобедимость.
Тренер сборной Финляндии Эркка Вестерлунд считает, что у команды России «нет слабых мест». Вестерлунд не из тех людей, которые надуманными комплиментами намерены выбить из колеи соперников. Он знает, о чем говорит, потому что видит то, что в Москве видят все: российские хоккеисты прибавляют от матча к матчу. Это прогнозировалось, но действительность превзошла ожидания многих специалистов, даже таких, как выдающийся тренер Виктор Тихонов, у которого нынешний наставник сборной Вячеслав Быков много лет играл в ЦСКА и советской команде и научился отношению к работе.
У российской команды очень мощная атака, надежная оборона и хорошо играющие вратари, особенно - Александр Еременко, не раз и не два выручивший партнеров в четвертьфинальном матче с Чехией. Тренерский штаб сборной России, как известно, приглашал из НХЛ - на полуфинал и, возможно, финал очень сильного голкипера Евгения Набокова, который поначалу дал согласие приехать, а потом, в силу сложившихся семейных обстоятельств, отказался. В российской сборной, представшей на нынешнем чемпионате исключительно сплоченной командой, отказ Набокова, показалось, вызвал вздох облегчения, потому что приезд в последний момент нового игрока мог изменить психологический климат в худшую сторону.
Над сборной России, от которой все ждут только выигрыша (и не только у финнов в полуфинале, но и в финале, конечно же, у победителя пары Канада-Швеция: большинство, кстати, «ставит» на канадцев), висит груз хозяев чемпионата. Его сложно нести весь турнир. Чемпионаты мира по хоккею проходили 71 раз, начиная с 1920 года. Лишь в семи турнирах побеждали хозяева: по три раза сборные СССР и Чехословакии, в одном случае - американцы.
Знаменитый канадский тренер Скотти Боумэн, девять раз выигрывавший с энхаэловскими клубами Кубок Стэнли (в том числе, и с «Детройтом», в котором Боумэн собрал «русскую пятерку» во главе с Вячеславом Фетисовым), не сомневается в таком названии финала - «Россия - Канада». Известный специалист, который с осени начнет работать тренером-консультантом в санкт-петербургском СКА, помогая своему соотечественнику Барри Смиту, считает, что только российские и канадские хоккеисты показывают на турнире игру, которая может сделать их чемпионами мира.
И еще на одно обстоятельство стоило бы, надо полагать, обратить внимание. За хоккейными кулисами вновь заговорили о необходимости изменения формулы проведения чемпионатов мира.
Во-первых, считают сторонники перемен, следовало бы сократить число участников турнира - либо вдвое, либо на четверть. Среди 16 нынешних сборных слишком много статистов, чемпионат вовсе не украшающих. В Москве весьма средний уровень продемонстрировали, например, команды Латвии, Украины, Норвегии, Австрии, Дании, Белоруссии. Что с того, скажем, что белорусы сумели выйти из первого группового турнира? В следующем этапе команда проиграла все, что только можно было проиграть и осталась - без единого выигрыша - на шестом месте, так и не составив никому должной для турниров подобного ранга конкуренции.
Во-вторых, известные хоккейные деятели, к мнению которых стоило бы, наверное, и прислушаться (в числе них, в частности, выдающийся в прошлом голкипер, а сейчас президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк), ратуют за возвращение к выявлению чемпиона мира в круговом турнире, когда каждый играет с каждым и не участвует при этом в лотерее под названием «плэй-офф».
В свое время, стоит напомнить, плэй-офф для чемпионатов мира «изобрели» только с одной целью: остановить, по возможности, «красную машину», поскольку у сборной СССР, побеждавшей всех и вся в любых соревнованиях, можно было выиграть только случайно - в матче «на вылет». Считается, что система плэй-офф выглядит привлекательнее, нежели круговой турнир, для зрителей. Но вряд ли возможно отсутствие зрительского интереса к матчам, скажем, всех участников нынешних четвертьфинальных встреч друг с другом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции