Брифинг заместителя министа экономического развития и торговли Виталия Савельева и заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Реуса.
- Добрый день, уважаемые гости, коллеги! Приветствуем вас на информационной площадке пресс-центра «РИА Новости». Начинаем брифинг из серии наших традиционных вторничных мероприятий. Тема сегодняшней встречи - экономическая составляющая визита Президента России в страны Центральной Азии. И сегодня перед вами выступят заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев и заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус.
Мне хотелось бы предоставить слово Виталию Геннадьевичу. Просим вас начать обсуждение. Пожалуйста, вам слово.
Реус: Уважаемые коллеги, дамы и господа! Я скажу несколько слов о предстоящем в ближайшее время визите Президента Российской Федерации в Казахстан и Туркмению. Я скажу несколько слов о наших отношениях торгово-экономических, в какой они сейчас находятся стадии, и что предполагается сделать во время предстоящего визита Президента.
Официальный Визит Владимира Владимировича Путина планируется в республику Казахстан и рабочий визит в Туркменистан. В ходе визита будут рассмотрены ряд вопросов о развитии российско-казахстанских и российско-туркменских отношений. В Казахстане планируется к подписанию ряд межправительственных документов. В Туркменистане предполагается обсудить вопрос о возобновлении работы межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. Как вы знаете, между Россией и Казахстаном, и Туркменистаном действуют соответствующие двусторонние договоры о свободной торговле. С Казахстаном это оговор от 1992 года с уточнением в 1995 году, и с Туркменистаном тоже от 1992 года, от 11 ноября. По данным договорам, соглашениям о зоне свободной торговли мы ведем беспошлинную торговлю товарами между Российской Федерацией и двумя указанными государствами.
Россия и Казахстан являются членами ЕврАзЭСа. И в рамках ЕврАзЭСа, как вы знаете, принято решение о создании Таможенного союза.
Я специально на этих аспектах хочу немножко более подробно остановиться, потому что создание Таможенного союза будет проводиться в рамках трех государств, как вы знаете, это Россия, Казахстан и Беларусь. Безусловно, само создание Таможенного союза предполагается после вступления России и Казахстана в ВТО, но уже сейчас эксперты ведут работу в части подготовки документов, таких документов будет 25, на сегодняшний день, я могу вам сказать, что на сегодняшнюю дату 15 документов уже согласовано на экспертном уровне, и находятся в стадии согласования и в ближайшее время будут обсуждены еще 8 документов. Тем самым, база создания Таможенного союза в рамках трех государств - России, Казахстана и Белоруссии - будут подготовлены. Тем самым мы сможем, после уже вступления в ВТО делать реальные шаги по созданию Таможенного союза, который является более глубокой экономической интеграцией, чем Зона свободной торговли, и, собственно, на этот счет мы имеем прямые поручения от президентов наших стран.
По товарообороту несколько слов о Казахстане. Казахстан входит в число основных внешнеторговых партнеров России. За последние 5 лет объем взаимной торговли увеличился в три раза, и в 2006 году он достиг 12,8 миллиарда долларов США. Высокие темпы сохраняются и в текущем году. Первый квартал текущего года показывает взаимный рост товарооборота практически на 35%.
По российскому экспорту. Экспорт российский вырос на 37% по сравнению с прошлым годом и составил почти 9 миллиардов долларов. В структуре экспорта России в Казахстан значительную долю занимают минеральные продукты, примерно 27% объемы экспорта, машины, оборудования и транспортные средства - примерно 27% нашего экспорта, металлы и изделия из них - 16%. Также продукция химии - более 10%, продовольственные товары около 8% и так далее.
Основной импорт из Казахстана также составляют минеральные продукты - примерно 49,5% от общего объема, - и продукция химической промышленности - порядка 26%.
Торгово-экономические отношения наши, России и Казахстана, характеризуются разноплановостью, реализуются крупные совместные проекты в области добычи и поставки на мировые уровни углеводородов, вы об этом знаете, идут проработки вопросов и проектов в области электроэнергетики, атомной промышленности, в машиностроении и в агропромышленном комплексе.
Как известно, 18 июня прошлого года успешно был осуществлен запуск казахского спутника связи «Кассат-1», изготовленный государственным космическим научно-производственным центром Хруничева, производственное объединение, которое выполнило этот заказ. И в настоящее время готовится и создается «Кассат-2», это спутник второй, который будет запущен по готовности на орбиту.
Активное сотрудничество с Казахстаном у нас также продвигается в области машиностроения, мы имеем достаточно непростые результаты. К примеру, совместное предприятие «КАМАЗ-инжиниринг» в городе Какшитау в 2006 году выпускает автомобили «КАМАЗ», это примерно 75% рынка грузовых автомобилей Казахстана. На наш взгляд, предприятие развивается достаточно успешно.
Также российско-казахстанская компания «Агромашхолдинг» вместе с компанией «Россельмаш» осуществляет весь комплекс услуг, связанный с техническим обслуживанием российских комбайнов, поставляемых в Казахстан.
Большой успех был в создании, как вы знаете, Российско-казахстанского банка, Евразийский банк развития с уставным капиталом в 1,5 миллиарда долларов, что существенно повышает возможности, что существенно повышает возможности по финансированию совместных проектов.
Хочется подчеркнуть также, что наши отношения с Казахстаном всегда развивались комплексно, существовало две программы, которые в этом году заканчиваются, это программа экономического сотрудничества между Россией и Республикой Казахстан на 1998-2007 годы. В этом году эта программа заканчивается, она будет актуализирована и подготовлена новая программа на некоторый период, к которой будут поставлены задачи. В целом мы считаем, что данная программа успешно выполнена.
Вторая программа, это программа приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которая действовала с 1999 года по 2007 год. И здесь надо отметить, что в приграничном сотрудничестве мы достигли достаточно больших успехов. Надо сказать, что примерно 40% общего объема товарооборота, о котором я говорил, приходится именно на долю приграничного сотрудничества. У нас самая протяженная в мире граница с Казахстаном - 7,5 тысяч километров. У нас граничат 12 наших регионов с российской стороны и 7 областей со стороны Казахстана. Поэтому сотрудничество приграничное является одним из ключевых звеньев в развитии товарооборота, в развитии наших торгово-экономических отношений с Республикой Казахстан.
Нам в 2007 году также предстоит в рамках предстоящего визита обсудить ряд вопросов и в области топливно-энергетического комплекса, в области атомной промышленности и транспорта. Из тех соглашений, которые сегодня готовятся к подписанию, планируется подписать между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан соглашение об учреждении международного центра по обогащению урана и соглашение также между двумя правительствами об открытии отделений торговых представительств. Это будет открыто отделение нашего торгпредства, которое находится в столице, в городе Астане, а отделение будет открыто в городе Алма-Ата, потому что город является знаковым, город является бизнес-городом, и это открытие является для нас очень важным моментом, опять же, в силу необходимости развития наших отношений.
Со своей стороны Казахстан открывает в городе Казани отделение своего торгпредства Российской Федерации, данное соглашение готово к подписанию, и мы надеемся его подписать в ходе предстоящего визита.
Несколько слов о Туркменистане.
В ходе рабочего визита в Туркменистан предполагается обсудить комплекс вопросов по развитию как торгово-экономических отношений, которые в настоящее время развиваются, но достаточно вяло, и вот как придать больший динамизм, некий импульс усилению наших торгово-экономических отношений, это и есть цель рабочего визита, который планируется выполнить.
Должен отметить, что в течение последних 5-7 лет, несмотря на имеющиеся возможности, наш товарооборот с Туркменией остается незначительным. В 2006 году товарооборот между Россией и Туркменистаном составил всего лишь 307 миллионов долларов США. И я могу вам сказать, что показателю товарооборота, если Казахстан стабильно занимает 14 место в российском товарообороте среди стран торговых партнеров России, то Туркменистан, он выпадает далеко за 50, он находится в сотне -примерно 70-72 место занимает по товарообороту. И в первом квартале 2007 года товарооборот между Россией и Туркменистаном вырос всего лишь на 4,9%. По сравнению с Казахстаном я вам цифры называл, видите, это достаточно низкий уровень. И в товарной структуре российского экспорта в Туркмению преобладают поставки машин и оборудования, металлов и изделий из них, химические товары. Импорт составляет, это текстильные товары, химические товары и минеральные продукты.
Необходимо отметить, что в последнее время мы уделяем достаточно серьезное внимание развитию наших торгово-экономических отношений с Туркменистаном. Именно поэтому сейчас возобновляется работа межправительственной российско-туркменской комиссии. И председателем российской части назначен Сергей Евгеньевич Нарышкин, заместитель председателя правительства Российской Федерации. Мы считаем, что это назначение существенно усилит работу данной комиссии, и сам уровень назначения вице-премьера председателем российской части данной комиссии позволит большинство вопросов решать на оперативном уровне, и это еще раз говорит о том, какое значение Россия придает отношениям с Туркменией.
Опять же, в Туркмении, наверное, мой коллега Андрей Георгиевич, расскажет больше, там вопросы будут касаться развития в топливно-энергетической сфере. Могу сказать, что отношения с двумя этими странами, и с Казахстаном, и с Туркменистаном являются для нас сегодня ключевыми и приоритетными. По Казахстану я рассказал вам, и я надеюсь, это, как бы должным образом, вы понимаете, что создание Таможенного союза, это ключевой фактор, ключевое звено в наших торгово-экономических отношениях сейчас с Казахстаном. Поэтому, я думаю, что в рамках визита нам удастся решить или обсудить многие вопросы, которые позволят резко улучшить наши отношения. Спасибо.
- Спасибо, Виталий Геннадьевич, за содержательное сообщение. Андрей Георгиевич, просим вас продолжить наше обсуждение. Пожалуйста, вам слово.
Реус: Уважаемые дамы и господа! Я остановлюсь на энергетическом аспекте, чтобы не повторяться, некоторые моменты, связанные с взаимодействиями в области промышленности.
Средняя Азия для нас - это одно из важнейших направлений энергетической политики российской. И мы учитываем, что одну из ключевых позиций в Средней Азии занимают Казахстан и Туркменистан. Они, во-первых, располагают значительными запасами углеводородов и имеют и реализуют масштабные проекты их освоения. Во-вторых, эти страны являются нашими партнерами и соседями по Каспийскому морю. В-третьих, Казахстан и Туркменистан занимают важное транзитное положение. Сотрудничество с ними, еще раз повторюсь, являются одним из важных приоритетов энергетической стратегии России. Правовую основу его составляют межправсоглашения с Казахстаном и Туркменистан, о них уже упоминалось, я не буду повторять. Формы сотрудничества разнообразные. Это и совместные предприятия, и долгосрочные контракты, и совместно реализованные инвестиционные проекты, и я несколько цифр в своем предварительном выступлении назову.
В газовой промышленности ОАО «Газпром» и компания «КазМунайГаз» успешно реализуют масштабный совместный проект на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. В рамках этого проекта газ, добываемый на Карачаганаксом месторождении в Казахстане, поступает на переработку на Оренбургский газоперерабатывающий завод. В 2007 году объем поставок запланирован на уровне 7,5 миллиардов кубических метров.
Успешно сотрудничают наши компании в области транзита газа. В 2007 году казахстанская компания «Интергаз Центральная Азия» предоставит ОАО «Газпром» транспортные мощности в объеме до 55,7 миллиардов кубических метров. В 2006 году через территорию России было поставлено 39 миллиардов кубических метров туркменского газа, из них 38,5 на Украину, более 9 миллиардов узбекского газа и 7,5 миллиардов кубических метров казахстанского газа, из них также 6,5 миллиардов на Украину.
«Газпром» реализует программу мероприятий, направленных на модернизацию и расширение газотранспортной системы Средняя Азия - Центр. Один из этапов этой программы связан с предполагаемым расширением мощностей газотранспортной системы на территорию Узбекистана до уровня, обеспечивающего ежегодную транспортировку в объеме до 55 миллиардов кубических метров газа.
Россия является также страной-транзитером казахстанской нефти. По результатам 2006 года Казахстан экспортировал через Россию почти 19 миллионов тонн нефти, это без учета мощностей Каспийского трубопроводного консорциума. По системе КТК в 2006 году было прокачано 23 миллиона тонн казахстанской и 6 миллионов тонн российской нефти. В 2006 году Россия поставила на Повладарский нефтеперерабатывающий завод примерно 4,5 тонн нефти.
Эти цифры и направления транзита хорошо иллюстрируют нашу теснейшую взаимозависимость в энергетике.
Наши страны урегулировали все вопросы, связанные с разграничением дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Речь идет о совместных проектах освоения углеводородных ресурсов, структур Курмангазы, Центральная и месторождения Хволынское.
Преимущества энергетического сотрудничества между Россией и Казахстаном заключается в том, что мы не только надежно обеспечиваем потребности наших стран в энергоресурсах, но и расширяем экспортный потенциал как в западном, так и в восточном направлении.
В области электроэнергетики мы рассчитываем на формирование общего электроэнергетического рынка. Такой общий рынок даст обеим странам полное покрытие потребностей дешевой электроэнергии, обеспечит благоприятные условия для ее экспорта в третьи страны. Общий электроэнергетический рынок даст возможность более рационально использовать наши водно-энергетические ресурсы, а также расширит возможности и межгосударственных перетоков электроэнергии и позволит эффективнее использовать транзитный потенциал двух стран.
Наши отношения в ТЭК с Туркменистаном регулируются подписанным в 2003 году Соглашением о сотрудничестве в газовой отрасли и контрактом на закупку туркменского газа до 2028 года на условиях take-or-pay. В соответствии с контрактом в 2007 году мы должны закупить в Туркменистане до 50 миллиардов кубических метров газа.
Напомню вам, по каким основным направлениям в рамках соглашения ведется эта работа. Это закупка туркменского природного газа с предоставлением гарантий поставок и оплаты на основе долгосрочного контракта. Это разведка, разработка и добыча газа на условиях Соглашения о разделе продукции на шельфе Каспийского моря. Это совместное проектирование, строительство, реконструкция объектов инфраструктуры газового комплекса, включая систему магистральных газопроводов и предоставление сервисных услуг. Это разработка и развитие новых технологий и реализация совместных проектов в области газосбережения и энергосбережения. Оптимизация маршрутов транспортировки природного газа и создание новых экономических и конкурентоспособных газотранспортных мощностей и необходимой инфраструктуры.
Важным перспективным направлением сотрудничества России и Туркменистана являются проекты в электроэнергетике. Туркменистан обладает большим энергетическим потенциалом, стратегическими запасами топливно-энергетических ресурсов и активно развивает генерирующий и экспортный потенциал страны, имеет реальную перспективу стать одним из крупнейших производителей электрической энергии в Центральноазиатском регионе.
Однако, в настоящее время энергосистема Туркменистана работает в автономном режиме, отдельно от объединенной энергосистемы стран Центральной Азии, энергосистем стран СНГ. В то же время, Туркменистан, имеющий протяженную границу со своими южными соседями Афганистаном и Ираном, может стать эффективным электроэнергетическим мостом, осуществляющим транзит электроэнергии между объединением энергосистем стран СНГ и будущими энергообъединениями стран Ближнего и Среднего Востока в процессе формирования объединенной электроэнергетической системы Евразийского континента.
Сейчас мы рассматриваем варианты сотрудничества, в том числе связанные с развитием экспортного электроэнергетического потенциала Туркменистана. Возможно, в дальнейшем это позволит вернуться к решению вопроса о восстановлении параллельной работы энергосистем Туркменистана с (нрзб.) Центральной Азией и объединением энергосистем стран СНГ.
Я хочу подчеркнуть, что эти отношения между нашими тремя странами осуществляются на абсолютно партнерских взаимоотношениях и, соответственно, это является основой таких доверительных, нормальных, с длинной перспективой отношений, которые мы пытаемся строить.
- Спасибо, Андрей Георгиевич. Особенно интересной была статистика. Пожалуйста, коллеги, ваши вопросы.
- Андрей Георгиевич, как предполагается все-таки наращивать газотранспортные мощности? И будет ли в ходе ближайшего визита обсуждаться возможность строительства газопровода из Туркменистана по берегу Каспийского моря? Насколько известно, туркменские власти в свое время одобрили этот проект. Готова ли Россия и «Газпром» в частности строить этот трубопровод? Спасибо.
Реус: Все стороны готовы обсуждать этот вопрос. Обсуждать вопрос готовы. Ну, вы понимаете, а что еще вы хотите услышать в данном случае? То, что это можно рассматривать как перспективное направление - несомненно. И российская сторона готова к активному обсуждению этого вопроса. Насколько я понимаю, к такому же обсуждению готовы и наши партнеры. Это то, что я вам могу сказать.
- То есть речи о ТЭО и о каких-то там расчетах пока не идет? Просто тема была поднята какое-то время назад. Можно предположить, что...
Реус: Коллеги, когда мы обсуждаем какие-то вопросы, особенно на таком высоком уровне, конечно, у нас есть какие-то предварительные расчеты, которые мы делаем. И та, и другая сторона, конечно же, не просто так приходит разговаривать по такому серьезнейшему вопросу. И, как вы понимаете, там очень большие инвестиции тогда будут, если это состоится. Поэтому и у той стороны есть расчеты, и у другой стороны. Важно только теперь, соответственно, выстроить эти взаимоотношения - понятные и взаимовыгодные для обеих сторон. Вот это техника переговоров.
- Андрей Георгиевич, скажите пожалуйста, а по поставкам газа будут подписаны контракты с Туркменистаном? Планируется подписание? Если «да», то на каких условиях?
Реус: Вот смотрите. Есть контракт, по сути дела, до 2028 года, в котором есть цифры ориентировочные. И мы говорим, что мы имеем ясность и по 2007 году, и ясность по 2008 году мы имеем, и никаких у нас оснований для того, чтобы как-то направление наших взаимодействий ухудшалось, нет. Более того, мы достаточно активно взаимодействуем и думаем, что те контрактные отношения, которые мы еще в 2003 году подписывали, они будут только развиваться. И вот эти ориентировочные цифры, которые я назвал... Ну, есть еще цифра, о которой говорилось в контрактах, где определялось, что к 2028 году возможно до 90 миллиардов кубических метров. Сейчас, как я уже сказал, эта цифра в районе 50 миллиардов кубических метров.
- Андрей Георгиевич, скажите пожалуйста, насколько серьезен, на ваш взгляд, американский проект для строительства газопровода транскаспийского из Туркменистана в Турцию?
Реус: Мы очень серьезно относимся к американским партнерам всегда. Я не знаю, я ведь не делаю этот проект. Это надо задать вопрос соответствующему, наверное, госдепартаменту, насколько серьезно они настроены на эту работу. При этом, что можно сказать. Ведь мы своих партнеров не ограничиваем в их переговорном процессе с другими странами. У нас нет во взаимоотношениях таких оснований, чтобы мы кому-то могли запретить обсуждать какой-то проект.
Вы понимаете, есть три столпа, на которых держится конструкция взаимоотношений. Это вопросы производства, или производства того или иного ресурса, основанного на запасах(?), изучение инфраструктурных транзитных маршрутов и, соответственно, контрактная основа, которую желательно нам на какую-то длительную перспективу всегда иметь, потому что это позволяет делать инвестиции и понимать, что их можно делать. Поскольку инвестиции, в частности, в инфраструктуру и инвестиции в добычу сейчас просто колоссальные. Они оцениваются в обозримом будущем в триллионы долларов.
- Скажите пожалуйста, будет обсуждаться вопрос по поводу создания карта газа со всей страны? Эксперта газа. И Россия как относится, реагирует на шаги американцев, который они сделали моратариум против создания таких карт. Спасибо.
Реус: Карта газа?... А, газовый картель... Я просто был сейчас только что в Катаре. Мы там подробные давали комментарии. Еще раз хочу повторить. Мы имеем возможность и обязаны просто обсуждать с нашими партнерами разные схемы взаимодействия. Это нормальная практика международная. И мы будем это делать. Речь о картеле в юридическом понимании этого термина в данном случае не идет, и я не понимаю, в какую сторону там был направлен вот этот момент о запрете чего-то там, я пока не понимаю достаточно отчетливо. Ну как можно нам запретить общаться с другими странами по поводу тех вопросов, которые мы обозначаем? Мы сейчас соберемся в ближайшее время, я думаю, что это будет даже еще в мае, мы соберемся на уровне, возможно, группы высокого уровня для того, чтобы обсудить повестку дня наших обсуждений, в которой могут быть и вопросы ценообразования, подходов к этой теме, к которой могут быть вопросы, связанные с работой инфраструктур, в которой могут быть еще целый ряд других вопросов, которые будут обозначены. И это, с моей точки зрения, не вредит, а только помогает всем окружающим в ясном понимании той картины, которая складывается на рынках газа. И я бы сказал, что вот это обсуждение, это не против кого-то, мы вообще против кого-то не работаем, не надо нас в эти перья рядить, мы мирные люди, поэтому мы работаем «за», мы работаем в диалоге, мы работаем на то, чтобы всем было понятно, что мы делаем, мы не скрываем никаких моментов в этой работе. Единственное, мы соберемся, обсудим вопросы, обсудим темы и предъявим это мировому сообществу совершенно спокойно, потому что считаем, что это правильно.
- Извините, еще я могу добавить? Согласны ли вы в том, что Туркменистану сейчас приходится делать выбор: либо одобрить этот американский проект, либо продолжать экспортировку газа в Россию в таких же масштабах. Если это так, как вы можете убедить туркменские власти пойти по вашему маршруту? И насколько связан с этим вопросом визит Президента Путина в Ашхабад? Спасибо.
Реус: Я бы термины «выбор» и «альтернатива» здесь не употреблял в жесткой схеме, поскольку Туркменистан - суверенная страна, которая действует в соответствии со своими экономическими и политическими, какими хотите, приоритетами. Это их право выбирать решение. При этом она обладает достаточно большими ресурсами в том числе и может выбирать разные маршруты на основе, соответственно, экономической эффективности прежде всего.
Мы исходим из своих, в том числе, экономических интересов и делаем свои, соответственно, предложения, которые с нашим видением стратегии энергетической совпадают. Мы все движемся к единой энергетической стратегии, весь мир к этому придет. И вы видите эти тенденции. Но они не основаны на взаимных упреках и каких-то взаимных альтернативах. Мы просто все равно должны некоторую конструкцию совместную найти, поскольку это предельно чувствительная тема. И все движемся в эту сторону. Поэтому, какое решение примет туркменская сторона - это их право.
- У меня несколько вопросов, один уточняющий. Первый вопрос, уточняющий, к Андрею Георгиевичу. Вот вы говорили, что есть ясность по поставкам газа на 2007, то есть на этот, и на 2008 в размере 50 миллиардов кубических метров. Значит ли это, что после 2008 года ясности нет, только нет оснований думать, что что-то ухудшится? Вот это уточняющий вопрос.
Реус: Ясность есть, я вам цифры не могу точные назвать. А то, что наши отношения длительные так и останутся, у меня сомнений по этому поводу нет.
- А скажите, правильно я поняла, что к 2028 году будет не 90, а, скорее, тоже 50, или же это цифра, 90, так и останется?
Реус: Я еще раз повторяю. Я сказал, что 90 - это возможность к 2028 году. Сейчас, когда я говорил о цифрах 2007, 2008 года и, возможно, предполагая, 2009 - эта цифра в районе 50. Вот это я как бы обозначил как те цифры, которые предполагают.
- Скажите, а вот что Россия может предложить Туркменистану именно по строительству трубопровода, о котором как раз долго ведется речь? Какие предложения именно с российской стороны Туркменистан может ожидать? Это первый вопрос. А второй вопрос, какие же все-таки будут подписаны конкретно документы по ТЭКу в ходе визита Путина в Казахстан и Туркменистан? Спасибо.
Реус: Первое. Мы строить умеем, у нас есть опыт, у нас есть деньги, мы можем это предлагать, когда обсуждаем те или иные вопросы. Поэтому это стандартный набор при любой договорной кампании. Поэтому здесь мы ничем не отличаемся от всего другого мира. А то, что касается конкретных бумаг, которые будут... В Казахстане порядка семи бумаг, связанных с энергетическим сектором по разным аспектам. Я могу их обозначить все, но я не думаю, что это так уж... У меня шпаргалки тут есть. Это по долгосрочным коммерческим контрактам по сырому газу, это вопросы о строительстве новых... расширении действующих магистральных трубопроводных систем России и Казахстана. Это вопросы, связанные с каспийским вопросом. Это вопросы, связанные с работой РАО «ЕЭС». Это вопросы, связанные еще по целому ряду - и по угольным, по станции Экибастузская ГРЭС-2, там мы наметили целый ряд совместных проектов. Это и еще целый ряд вопросов таких. Понимаете, вот я на своей памяти лет девять этой темой увлекался, и у нас достаточно такие, подробные взаимоотношения, которые на постоянной основе работают, и у нас уже здесь это все перешло в план таких технических решений, которые необходимо на постоянной основе принимать.
То, что касается Туркменистана, сейчас как бы это, как уже говорилось, несколько другого формата, поэтому подготовленных тех документов к подписанию, как я вот я могу вам назвать по Казахстану, например, у меня нет. Мы просто обсуждаем те вопросы, которые обсуждаем, и которые мы, соответственно, обозначили на этом событии.
- У меня вопрос к Виталию Геннадьевичу. Я понимаю, что основной темой переговоров будет энергетика, но, все-таки, пользуясь возможностью встречи с президентом Туркменистана новым, не будет ли поднят вопрос о российских соотечественниках в Туркменистане, которых там насчитывается, если мне не изменяет память, больше 100 тысяч, и судьба их до сих пор не ясна, их экономическое, социальное положение, их статус весьма такой неопределенный, шаткий, и мы помним это по политике предыдущего президента республики. Спасибо.
Савельев: Спасибо за вопрос. На самом деле, понятно, что газовая тематика, она сегодня остро стоит, потому что страны с большим энергетическим потенциалом, но вот ваш вопрос, он впрямую связан с развитием и укреплением наших двусторонних отношений. Безусловно, ряд вопросов, которые за пределами даже наших обсуждений, они готовятся, как любые переговоры. Я как раз вот сейчас, может быть, немножко отвлекусь на секунду, рассказывал коллегам из «РИА Новости», и я уже четвертый год работаю, я был свидетелем, когда уже готовые соглашения по каким-то причинам не подписывались, потому что процесс подписания... вот эксперты работают и сегодня. Почему и Андрей Георгиевич очень аккуратно говорит, и я стараюсь очень аккуратно говорить, потому что эксперты работают на своем уровне, есть вопросы, которые требуют более глубокого погружения, уточнения, безусловно, есть пакетные вопросы, которые увязаны между собой, потому что одно без другого не бывает, вы сами это хорошо понимаете. И здесь очень важно, чтобы мы, во-первых, не предвосхитили ситуацию по визиту и, в то же время, мы дали вам максимум возможный информации, с тем, чтобы вы уже в процессе визита или по его окончании получили более подробную информацию. Поэтому вопросы, которые будут обсуждаться, они касаются не только газовой тематики, их будет достаточно много вопросов, и по Казахстану, в частности, и по Туркмении. Поэтому, я думаю, что вот эти вопросы мы сможем уже осветить после того, как эти переговоры пройдут и в узком составе, и в расширенном.
- Андрей Георгиевич, хотелось бы еще раз к трубопроводному вопросу вернуться, уточнить, нет ли опасений, что если будет реализован все-таки американский проект трубопровода из Туркмении в Турцию, то под угрозой окажется соглашение от 2003 года, исполнение его по объемам. И второй вопрос. Китай также хочет сейчас увеличить свое присутствие в Туркмении. Вот в этом аспекте как рассматривается Китай - как конкурент или как партнер? Спасибо.
Реус: Тут уже хочется анекдотами отвечать. Конкуренты, партнеры... Коллеги, есть вот эта экономическая ситуация и есть переговорный процесс, и вот мы в нем участвуем в нормальных цивилизованных формах. Вот и все. И какие-то опасения... Ну, конечно, есть вопросы какие-то, что кто-то... как на аукционе: кто-то больше заплатил, соответственно - ну, тяжело, если денег меньше, то не купишь то, что хочешь. Но это нормальная практика. Поэтому все эти... Еще раз говорю. У нас абсолютно партнерские отношения с этими странами - и с Казахстаном, и с Туркменистаном, - и абсолютно суверенные государства, и, соответственно... Ну, конечно, мы раньше достаточно долго вместе существовали, у нас единая инфраструктура была энергетическая и прочая. Мне кажется, что у нас есть возможности предлагать соответствующие действия, которые ведут к использованию того потенциала, который сложился, к использованию тех отношений дружественных, которые сложились, к использованию, к взаимной выгоде многих тех моментов, которые мы достаточно хорошо знаем. И мы хотели бы это использовать и используем это. Но мы это используем, еще раз говорю, не агрессивно, а в плане... в переговорном процессе как любая структура, которая хочет решить свои задачи и получить максимальный эффект от этого решения. И мы работаем активно, последовательно. И надеюсь, что ряд наших решений, ряд наших предложений будут также, соответственно, так же встречены нашими партнерами, и мы договоримся и решим те вопросы, которые бы нам хотелось.
- Извините, а про Китай я так и не услышал. Может быть есть какие-то совместные проекты? Как конкурент или партнер Китай?
Реус: Я не знаю сейчас совместных проектов каких-то, но с Китаем мы очень много работаем. Но ВСНТО, это несколько другая часть. У нас много вопросов, которые мы совместно решаем. И до сих пор, и, в частности, в энергетической сфере с Китаем как раз мы достаточно часто решали эти вопросы достаточно эффективно. И имеем совместные проекты в этой сфере, и работаем сейчас активно. Кстати, вот мне подсказывают - хорошо, когда подсказчики есть. ШОС тот же. Сейчас есть инициативы по созданию энергетического клуба стран-членов ШОС, мы надеемся, что это будет все-таки сделано когда-то, и мы там еще теснее сплотимся.
- Андрей Георгиевич, если я не ошибаюсь, вы говорили о возможном российском участии в увеличении экспортных мощностей как на восток, так и на запад. Что вы имели в виду, «на восток»? Рассматривается ли российское участие в увеличении экспорта из Туркменистана в Иран? И могли бы вы повторить цифры для транспортировки газа из Центральной Азии через Россию? Спасибо.
Реус: Цифры я сейчас повторю, конечно. Опять листать все... Какие вас интересуют? Транзит через Россию?
Савельев: Пока Андрей Георгиевич ищет, я паузу могу заполнить? По Китаю. Кроме ШОС, о чем сказал Андрей Георгиевич, у нас, как вы знаете, по поручению Президента Путина и Ху Цзиньтао была разработана и подписана программа об увеличении взаимного товарооборота в несколько раз и доведения до 2010 года оборота с 20 миллиардов долларов до 60 миллиардов долларов. Данная программа, мы ее постоянно мониторим, она, кажется, предусматривает наши отношения с Китаем в части развития наших отношений и увеличения взаимного товарооборота. Поэтому, на самом деле, с Китаем очень много проектов, очень много предложений, которые касаются не только или не столько, может быть, газовой сферы, вы знаете, сейчас у нас большая готовится программа тоже по поручению Президента, это освоение Дальнего Востока и Забайкалья, где мы предлагаем участие многим странам, сопредельным государствам, в том числе и Китаю. Поэтому с Китаем у нас нормальные дружественные отношения, этому свидетельствовал и Год Китая в России. Поэтому в этой части ищите ответы как раз в наших отношениях, они мониторятся и публикуются, там очень много вопросов, не только газовая сфера.
Реус: По цифрам. Видимо, транзит вас интересует. В 2007 году, я называл цифры, казахстанская компания «Интергаз Центральная Азия» предоставит ОАО «Газпром» транспортные мощности в объеме до 55,7 миллиардов кубических метров. В 2006 году через территорию России было поставлено 39 миллиардов кубических метров туркменского газа, 9 миллиардов кубических метров узбекского газа и 7,5 миллиардов кубических метров казахстанского газа. Вот эти цифры вы хотели, да?
- Иран, Ближний Восток?
Реус: Вы знаете, у меня просто информации этой такой отчетливой нет, я придумывать не хочу. Когда у меня нет информации - не хочу придумывать. Но вот наша готовность к работе в такого рода проектах, она присутствует. Потому что, как минимум, мы имеем сейчас колоссальный опыт работы строительства трубопроводов всяких - газо-, нефте-, каких угодно. У нас достаточно тесные контакты в этой части света, и мы продолжаем их наращивать, и мы будем работать активно и с Казахстаном, и Туркменистаном, и с Ираном, и со всеми другими странами этого региона. И поэтому как готовность - я могу вам ответить: мы готовы. Как какую-то информацию, которой бы я обладал - я ей не обладаю, поэтому не скажу.
- Из всего того, что вы сейчас сказали, как-то не очень понятна необходимость визита именно на высшем уровне по экономической составляющей. То есть, вот что касается отношений с Казахстаном, то, насколько я, например, понял, там речь идет о технических текущих документах в рамках тех проектов, которые были ранее согласованы. Что касается Туркмении, то там пока что согласованных готовых вопросов вообще нет. Может быть, мы что-то упустили? Какие-то есть крупные вещи по экономической части, которые бы оправдывали присутствие первого лица Российского государства? Это первый вопрос.
И второй вопрос. Если можно, по предстоящей, как вы говорили, в мае встрече представителей стран-экспортеров газа. Кто будет представлен, когда это будет конкретнее, и, правильно ли мы вас поняли, что вопрос все-таки согласования ценовой политики, он стоит в повестке дня или будет стоять?
Савельев: Если позволите, я на первый начну отвечать, а Андрей Георгиевич добавит. Нельзя сводить отношения России с какой-либо страной только к отношениям по поставке углеводородного сырья. Нужен или не нужен визит, давайте обсудим его. Ведь, вы знаете, есть поручение президентов, в частности, Назарбаева и Путина, о создании Международного центра приграничного сотрудничества. В этой части идут консультации Министерства регионального развития, оно отвечает за этот вопрос, и рамочное соглашение должно быть подготовлено уже в этом году. Это раз.
Второе. Я не хочу вам навязывать эту дискуссию, она отдельного требует, наверное, осмысления и обсуждения, это все-таки Таможенный союз. Эти вопросы никогда не выпадают из поля зрения при любых встречах на любом уровне. И я не приводил статистику, но могу вам сказать, что за прошлый год визиты Президента в Казахстан состоялись более десяти раз, вы можете статистику эту поднять, и плюс еще визиты премьер-министра, Фрадкова Михаила Ефимовича. И у нас не сводятся обсуждения на двусторонних переговорах, где я практически постоянно участвую, только к обсуждению нефтегазовой темы. Кроме этого, сегодня я вам отмечал, что будет подготовлено соглашение о создании Центра по обогащению урана. У нас есть вопросы по взаимному развитию инфраструктуры, по развитию Банка развития, куда мы вложили большие деньги, 1,5 миллиарда долларов, и приглашаем к сотрудничеству все страны ЕврАзЭС. Ведется огромная работа... знаете, этой темой журналисты почти пока не интересуются, мне трудно сказать почему, ведь интеграционные процессы, они не замыкаются на двусторонних отношениях двух стран, это и Зона свободной торговли, это и следующий этап, это Таможенный союз, следующий этап - единое экономическое пространство, о котором мы говорим, но пока не делаем. Это наша финальная стадия в рабочих переговорах по ВТО. Все-таки, что ни говори, а Россия осталась... три страны, это Вьетнам, Камбоджа и Грузия, где системные есть вопросы. И мы надеемся это все подписать. Казахстан чуть-чуть от нас отстает, ну, чуть меньше, может быть, года. И если Казахстан и мы вступаем и приводим, гармонизируем все наши законодательства, это серьезные вещи, это увеличивает резко взаимные товарообороты, он не сводится только к углеводородному сырью, просто объем углеводородного сырья, в силу определенной конъюнктуры цен на мировом рынке, конечно, он составляет довольно большой существенный объем. Но я вам называл цифры роста поставок продукции, и сегодня все страны СНГ четко понимают, что, собственно, торговать нам нужно между собой в основном, потому что была единая экономическая зона, единый менталитет. Кстати, когда мы встречаемся в рамках ШОС или ЕврАзЭС, удивительно, но узбеки, туркмены, казахи - они все говорят на русском и все используют... эти языки близкие, но они не однородные, и все говорят без переводчиков. Поэтому, наверное, вот та идеология, которая была заложена, та ментальность, в которой мы все находимся, она как раз позволяет нам углублять наше сотрудничество. И я правильно понимаю, почему ваши вопросы сегодня идут именно в эту тематику, потому что там вопросы еще не решены. Но, поверьте мне, фокус не в этом. То есть фокус именно от наших отношений. И визиты, которые президенты между собой... темы, которые обсуждаются при визитах президентов, они достаточно обширны, и там на самом деле очень много вопросов. Поэтому в этой части я могу сказать, что такой визит, он на самом деле очень серьезно готовится, и мы находимся все в режиме товсь(?), это как любое мероприятие, как кульминация, под которую мы стараемся подготовить соглашения. У нас же не лежат на полке соглашения, которые мы берем и подписываем во время визита. Мы их готовим. Поэтому очень много вопросов, которые, возможно, будут решены или намечены в стадии предстоящих визитов. Спасибо.
Реус: Маленькое дополнение здесь только. Понимаете, наличие технических вопросов и означает близкие отношения между государствами. Поскольку, когда нет технических вопросов, это практически означает, что нет отношений сложившихся. И поэтому я еще раз хочу подчеркнуть: очень много технических вопросов. Это и означает, что цели поставлены, работа идет и надо достигать этого.
Здесь я хотел бы один момент... Понимаете, на самом деле, когда я говорил вот об этой модели взаимоотношений между странами, то есть мы пытаемся строить некоторую модель или образец энергетических отношений, базируясь и на вопросах производства самих по себе ресурсов, и на вопросах их транспортировки и создания соответствующих инфраструктур, и, соответственно, вопросы контрактации точно также ставим для того, чтобы вот этот треугольник был замкнут и чтобы он был совместным. И это работа очень высокого уровня. Потому я здесь только это могу сказать.
Что касается газовой темы. Я еще хочу сказать одну простую вещь. Во-первых, вы знаете результате встречи в Катаре. Поставлен вопрос о том, что форум будет проходить, форум этих стран в июле, может быть, в августе 2008 года в Российской Федерации. Это известный факт. И по ходу будут встречаться группы экспертов - на высоком уровне, на определенном, на более низком, по-разному, - которые будут определять те вопросы, которые следует вынести на форум этих стран. И только. В том числе вопросы модели цены на газ, например. Это исследовательская тема, коллеги, в данном случае. И поэтому сразу делать далеко идущие выводы в том месте, где еще не осуществлены действия определенные, не нужно, а нужно просто четко понимать, что страны этого форума между собой разговаривают, топику как бы взаимоотношений выстраивают, вопросы, которые требуют обсуждения в этой проблематике на экспертном уровне готовы обсуждать и выносить дальше на форум для того, чтобы понимать, как дальше двигаться, и для себя принимать, может быть, те или иные стратегические, тактические и прочие решения.
- У меня два вопроса. Будет там обсуждаться вопрос расширения КТК во время встречи межу Путиным и Назарбаевым? Это достаточно больная тема для иностранных фирм, которые работают в нефтяном секторе в Казахстане. И второй вопрос связан с Туркменистаном. Почему Туркменистан так хочет построить трубопровод вдоль Каспийского моря, когда уже существует достаточно большой труб через Центральную Азию до России? Почему нужен второй маршрут? И тоже хочу узнать, если правда, что Россия против этой идеи?
Реус: Я со второго начну. Есть вопросы обсуждаемые. Если есть такой проект, то... я не знаю точно, о каком вы ведете речь, потому что там целый набор вопросов по усовершенствованию инфраструктуры - увеличиваются мощности в одном, либо что-то может строиться другое, - это те вопросы, которые будут обсуждаться. И заранее говорить, что мы против какой-то конструкции, нельзя. Мы будем обсуждать те предложения, которые наиболее выгодны и той, и другой стороне. Я вроде бы это уже проговаривал.
Что касается реализации проекта КТК. Ну, поскольку достаточно активно в СМИ, насколько я понимаю, информируется о нем, в том числе о разногласиях, то в настоящее время технические мощности КТК используются в полном практически объеме, 28,2 миллиона тонн, это первая очередь он работает. Вы знаете, полная проектная мощность, это 67 миллионов тонн. При этом в ситуации работы первой очереди даже тарифной выручки не хватает для покрытия текущих расходов, то есть, есть, действительно, некоторые проблемы. И для решения этой проблемы был разработан комплекс мероприятий, реализация которых должна позволить погасить задолженность к 2014 году. То есть, есть такой, и министрами энергетики России и Казахстана подписан соответствующий меморандум.
При этом, вы также знаете о том, что мы передали российский пакет акций КТК в управление «Транснефти». То есть теперь профессиональный участник рынка занимается управлением этим объектом. И мы надеемся на то, что это будет эффективно.
Коллеги, позвольте поблагодарить наших сегодняшних спикеров за интересный разговор. Они очень дипломатично и гибко вышли из достаточно затруднительного положения. Спасибо всем за участие в пресс-конференции.