Интервью чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в России Нуртая Абыкаева данное РИА Новости накануне официального визита президента России Владимира Путина в Казахстан.
- Господин Посол, назначение столь высокопоставленного государственного деятеля Казахстана на должность руководителя дипломатической миссии в России, в нашей стране было воспринято как особое, доверительное отношение руководства Вашего государства к своему северному соседу. Вы сами на первой пресс-конференции в Астане сочли это назначение «важной обязанностью».
- Да, свое назначение я воспринимаю как очень высокую степень ответственности и доверия.
Россия для нашей страны - это самый близкий сосед, страна, с которой нас связывают не только общность исторического прошлого, но и огромный потенциал взаимовыгодного сотрудничества, как в настоящем, так и в будущем, и в этом я абсолютно уверен.
Приятно отметить, что перспективы тесного взаимодействия, стратегического партнерства Казахстана и России в равной степени признаются обеими сторонами. Наши страны верны духу и букве подписанной в 1998 году Декларации о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированной в XXI век. Сегодня двусторонние связи стремительно расширяются по многим направлениям - в экономике, культуре, гуманитарной области. Это происходит во многом благодаря высокому уровню доверия между главами наших государств Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным. Отношения с Россией это важный приоритет внешней политики Казахстана и это неоднократно подчеркивал наш президент.
Добрые чувства россиян к Казахстану, позитивный настрой на укрепление дружбы, добрососедства и стратегического партнерства между нашими странами я ощутил с первых дней пребывания в России в качестве посла моей страны.
Пользуясь случаем, выражаю огромную признательность всем российским коллегам, тепло воспринявшим мое назначение.
- В своем ежегодном Послании народу Казахстана президент Назарбаев, предложил создать новую экономико-политическую организацию Евразийский экономический Союз. Чем, на Ваш взгляд, руководствовался, глава Вашего государства, тем более что приоритет Казахстан по прежнему отдает уже созданным многосторонним организациям СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. И какие государства, помимо входящих в эти образования могли бы войти в новую структуру?
- Хороший вопрос. Тут нужно понимать, что наличие различных межгосударственных объединений является закономерным результатом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ. Состав участников, цели и задачи таких объединений во многом имеют неоднородный и специфический характер, и направлены на решение вполне конкретных задач в той или иной сфере интеграционного взаимодействия.
Вместе с тем, в настоящее время существует объективная потребность в дальнейшей консолидации государств региона с целью укрепления взаимовыгодных социально-экономических, культурно-гуманитарных и других связей. Учитывая, что на объединительные процессы в первую очередь влияют экономические факторы и позитивные результаты возможны при соответствующем взаимодействии экономик заинтересованных стран, на первый план выходит именно экономическая интеграция.
На сегодняшний день самым продвинутым интеграционным объединением на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС, в котором за шесть лет своего существования удалось создать отлаженную институциональную структуру, соответствующую нормативно-правовую базу и наработать определенный опыт, необходимый для последующего эволюционного развития организации.
В рамках ЕврАзЭС уже действует зона свободной торговли. Проводятся мероприятия по формированию таможенного союза, в процессе создания которого будут юридически оформлены основы единой внешнеторговой политики, унифицированного таможенного законодательства и действующей структуры управления. В перспективе после создания таможенного союза его участники смогут приступить к реализации еще более масштабной задачи - формированию единого экономического пространства Сообщества.
После реализации вышеупомянутых стратегических целей именно ЕврАзЭС может стать фундаментом для создания Евразийского экономического союза.
Евразийский экономический союз - это союз равноправных государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. Союз будет сформирован для интеграции государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально-экономической модернизации и культурно-гуманитарного взаимодействия в Евразийском регионе.
Концептуальной составляющей идеи создания Союза является совместная реализация уникальных экономических возможностей государств Евразийского региона на мировых рынках распределения труда и капитала, а также повышение степени участия евразийских стран в установлении современного миропорядка. Согласитесь, достаточно рационально и взаимовыгодно!
Предложение о создании Евразийского экономического союза, озвученное в феврале текущего года в послании президента Казахстана является долгосрочной стратегической задачей, которая ставится перед государством и его правительством, и в процессе реализации которой, поверьте, будет использован весь накопленный Казахстаном интеграционный опыт.
- Что подразумевается, под проведением в Казахстане триединой языковой политики? На какой период она рассчитана и какие финансовые государственные затраты потребует?
- В послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» президент Нурсултан Назарбаев инициировал новый культурный проект - «Триединство языков». Постановка этой задачи напрямую связана с целью вхождения нашей страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Суть проекта заключается в том, что Казахстан должен восприниматься в мире как высокообразованная страна, население которой свободно владеет и пользуется тремя языками. Это казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику.
В настоящее время в целом определены основные подходы к реализации данной программы. Разработана и внедряется новая методика обучения казахскому языку по 6-ти уровням. Она рассчитана на то, чтобы помочь овладеть государственным языком всем гражданам страны.
Хочу особо отметить, что в Казахстане предусмотрено поощрение госслужащих некоренной национальности, свободно владеющих казахским языком. Для них предусмотрена возможность доплаты к заработку. За счет государства организуются ускоренные курсы изучения казахскому языку.
Русский язык был и остается обязательным предметом обучения в общеобразовательных школах Казахстана вне зависимости от того, на каком языке ведется преподавание. С текущего года принимаются меры по улучшению качества преподавания английского языка. Уже реализуется проект широкого привлечения преподавателей, в том числе из-за рубежа. Постановка задачи по углубленному изучению английского языка связана с тем, какую роль он играет в современной системе мировых коммуникаций.
Владение русским и английским языками - это естественный путь казахстанцев к современным знаниям, новейшим открытиям и технологиям, информационному обмену.
На реализацию проекта государство намерено целенаправленно выделять бюджетные средства. Согласитесь, это прямые инвестиции в будущее Казахстана.
- Возвращаясь к посланию Вашего президента, можно отметить, что в этот раз основная часть выступления Назарбаева была посвящена социальному и экономическому развитию страны.
- Как Вы понимаете, послание президента Казахстана является документом долгосрочного действия и оно направленно на последовательное осуществление Стратегии «Казахстан-2030». В этом плане цели и задачи, о которых говорится в Послании-2007, логически продолжают курс, определенный в предыдущих программных документах главы государства - Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Но при этом в послании выражена мысль о том, что подготовительный период по формированию условий и инструментария для вступления Казахстана в мировую конкурентную среду должен быть завершен уже в этом году.
Президент отметил, что последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. «Системность - вот главная формула нашего ускоренного продвижения вперёд в современном мире в ближайшее десятилетие. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Первая задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом. Правительству поручено выработать принципиально новый подход к индустриализации Казахстана, сократить сферы естественных монополий, укрепить финансовую систему, создать эффективно работающий фондовый рынок, обеспечить вступление Казахстана в ВТО на выгодных для страны условиях, внедрить международные технические стандарты.
Вторая задача - превратить Казахстан, как принято говорить, в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики. Третья - повысить эффективность добывающего сектора. Четвёртая - обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики. Пятая - развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике. Шестая - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Седьмая - адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах. Восьмая - модернизация политической системы и реализация дальнейших системных демократических реформ. Девятая - ускоренное проведение административной реформы с учётом международной практики. Десятая задача - продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и в мировом сообществе. Важно отметить, что для реализации этих задач у нашего государства есть все объективные предпосылки.
Если говорить языком цифр, то показатель социально-экономического развития нашей республики демонстрирует позитивную динамику роста во всех секторах национальной экономики. Прирост валового внутреннего продукта за первый квартал 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 10,3 %. Объем промышленного производства вырос на 9,6 %. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 7,1 %, объем внешнеторгового оборота только за 2 месяца текущего года увеличился более чем на 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $10,5 миллиардов.
Другой сильной стороной послания стал социальный блок. В нем четко прослеживается линия на дальнейшее повышение материального благосостояния граждан и укрепление их социальной защищенности.
Меры, которые планируется предпринять с 2008 года, коснутся практических всех сфер социальной жизни. Акцент делается на адресной помощи и развитии социальной политики на рыночных принципах. Как отметил президент, за последние годы удалось снизить бедность в 4 раза, и работа в этом направлении будет продолжаться. Но помогать необходимо тем, кто действительно нуждается в этом, то есть многодетным семьям и пенсионерам, остальным же надо создать условия для самостоятельного развития. В целом на социальное обеспечение направят 108 миллиардов тенге. Кроме того, в особо нуждающихся регионах, где обучение ведется в 3 смены, будет построено 100 школ, такое же количество больниц будет построено по всему Казахстану. Введут пособия для 28 тысяч казахстанцев, которые трудились во вредных условиях, и еще раз поднимут зарплату бюджетникам. Но главное, вдвое увеличат единовременное пособие при рождении детей, повысят пособия по уходу за ребенком и введут социальное страхование беременных.
Почти двухмиллионная армия пенсионеров получит существенную прибавку к пенсии. Базовая пенсия, установленная 2 года назад, составляет 28 % от прожиточного минимума. Ее поднимут до 40 % и сохранят это соотношение в ближайшие годы, а размер солидарной пенсии со следующего года достигнет почти 22 тысяч тенге.
Кроме того, Президент дал поручение ежегодно индексировать пенсии с опережением инфляции на 2 %, внести изменения в закон о пенсионном обеспечении и поднять предел ограничения исчисления пенсий с 15 месячных расчетных показателей до 25.
В целом, главная цель преобразований по-прежнему заключается в том, чтобы и страна в целом, и каждый казахстанец в частности становились реально конкурентоспособными в современном мире. Это трудная задача и достижение ее лежит, как Вы понимаете не только в экономической плоскости, но и в сфере изменения ментальности наших людей.
- Говоря о сотрудничестве в области внешней политики президент Назарбаев, как и в прошлые годы особо выделил роль России в политическом и экономическом сотрудничестве.
- Не секрет, многое объединяет Казахстан и Россию, как в политической, так и экономической сфере. В первую очередь, надо подчеркнуть, что оба государства привержены интеграции постсоветского пространства, имеют близкую точку зрения по проблемам безопасности и региональной стабильности. Степень политического доверия, которую достигли наши страны, позволяет характеризовать их, как союзнические не только в ближайшем будущем, но и в стратегической перспективе. Принципиально важно, что отношения Казахстана и России строятся на рациональной и равноправной основе.
Совсем недавно наш президент на одном из международных форумов высказал мысль о том, что понимание современного мира как единого живого организма требует концептуального перехода в международной политике от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности. Он подчеркнул, что настало время взять на вооружение принципы «глобального здравомыслия» и «тотальной ответственности». Мне кажется, что отношения между нашими странами можно характеризовать этими определениями.
Казахстан всегда будет оставаться ответственным и надежным международным партнером, а его внешняя политика останется сбалансированной с учетом собственных национальных интересов и динамики регионального и мирового развития.
Это ключевые моменты, которые позволяют нашим странам добиваться серьезных успехов по всем сферам межгосударственных отношений. Наши государства динамично развиваются, сближают тарифы, реализуют крупные экономические проекты, взаимно инвестируют капиталы в экономики друг друга.
Конечно, особое место уделяется развитию культурно-гуманитарных связей между Казахстаном и Россией. Стороны обеспечивают равенство прав граждан двух государств по вопросам развития культуры и получения образования, создают благоприятные условия для сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.
Естественно, моя главная задача как главы дипломатической миссии Казахстана в России - максимальное содействие реализации масштабных планов по дальнейшему углублению казахстанско-российского сотрудничества.
- Президенты двух государств неоднократно заявляли, что нашим странам есть к чему стремиться в отношениях, в том числе и экономических. Что на Ваш взгляд необходимо для достижения "идеальных" отношений?
- Хотел бы отметить, что на данном этапе Казахстан - единственная страна на постсоветском пространстве, у которой с Россией во многом совпадают уровень и темпы экономического развития.
Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира позволяет развивать казахстанско-российское сотрудничество на более качественном уровне с учетом современных реалий. Тем более что в России сейчас реализуются Национальные проекты, направленные на модернизацию страны.
Традиционно интенсивность взаимодействия стран оценивается по объему товарооборота. Так, в 2006 года данный показатель составил $12,8 милларадов, увеличение по сравнению с 2005 годом на 34,5%. Главы наших государств - Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин - сейчас ставят задачу, чтобы в ближайшие годы мы вышли на объем товарооборота до $20 миллиардов.
И такая возможность есть. Возьмем, к примеру, топливно-энергетический комплекс. Как известно, основными направлениями экспорта казахстанских углеводородов в настоящее время являются транзит по нефтепроводу Атырау-Самара и КТК. Если в 2006 году в страны ближнего и дальнего зарубежья было транспортировано более 56 миллионов тонн казахстанской нефти, то в текущем году объемы могут существенно возрасти.
А ведь есть еще проекты по совместному освоению таких месторождений как «Имашевское», «Карачаганак», Экибастузская ГРЭС и так далее. Это серьезные проекты даже по мировым масштабам.
У нас большие перспективы в развитии транзитно-транспортного потенциала обоих государств. В настоящее время сформирована солидная правовая база в этом направлении, реализуются совместные проекты по совершенствованию транспортной инфраструктуры в рамках международного коридора «Запад-Восток».
Продолжается работа по созданию единой тарифной базы и применению специальных тарифных условий на перевозки грузов железнодорожным транспортом в экспортно-импортном направлении.
Наличие между нашими странами самой протяженной в мире сухопутной границы длиной в 7,5 тысяч километров придает особую важность вопросам развития приграничного сотрудничества. Сегодня на долю приграничья приходится порядка 55% от общего товарооборота.
В приграничной зоне действует свыше 350 совместных предприятий, среди которых такие крупные межгосударственные объединения, как «Казросхром», автомобильный комплекс на базе УралАза и Костанайского дизельного завода.
Помимо приграничных регионов достаточно интенсивно развивается и межрегиональное сотрудничество. Так, в настоящее время только в Москве и Московской области казахстанские инвесторы осуществляют несколько крупных проектов. Многие проекты уже реализованы: на казахстанские инвестиции построен элитный отель, всего в нескольких шагах от Красной площади. Осенью прошлого года была открыта первая линия логистического парка «Пушкино», отвечающего самым высоким международным стандартам. Ведется строительство аналогичного парка Домодедово, включающего высококлассные офисные и складские помещения площадью более 600 тысяч квадратных метров.
Соответственно, имеют место и встречные инвестиционные потоки. К примеру, российская столица занимается возведением на левобережье Астаны крупного офисно-гостиничного комплекса «Москва». Столь тесная интеграция, по словам московского мэра, полезна обеим странам. Она осуществляется в развитии добрых связей и инициатив, которые определяют на высшем уровне президенты наших государств.
В целях активизации двустороннего сотрудничества главы наших государств поручили разработать План совместных действий «Казахстан-Россия» на 2007-2008 год, с конкретными сроками и исполнителями. Указанный План планируется утвердить в ходе начавшегося официального визита в Казахстан президента России Владимира Путина.
Так что, как видите, планы у нас достаточно амбициозные, в хорошем смысле слова.
- Многие наблюдатели отметили, что интенсивность переговоров или встреч между высшими должностными лицами наших государств в этом году значительно ниже, чем в прошлом, что позволяет некоторым делать выводы о якобы похолодании между Россией и Казахстаном. Как бы вы могли прокомментировать такие заявления?
- Позвольте не согласиться с данным тезисом. Ведь трактовать любой факт можно по-разному. Большое количество встреч лидеров стран можно объяснить большим количеством проблем, которые обсуждаются. Если лидеры встречаются редко, то это можно объяснять, как нежелание обсуждать текущие проблемы. В нашем же случае уникальность двусторонних связей на высшем уровне заключается в том, что главы государств совершенно свободно и по мере необходимости могут встречаться и обмениваться мнениями по любым вопросам, касающимся не только двусторонних отношений.
Как известно, в этом году 19 марта состоялся рабочий визит президента Казахстана в Россию, в ходе которого обсуждались, корректировались и детализировались важнейшие направления сотрудничества, в том числе в приоритетных - высокотехнологичных инновационных сферах: космосе, в области мирного использования атомной энергии, по линии военно-технических контактов. И особо можно отметить, что уже начался официальный визит президента России Владимира Путина в Казахстан.
Кроме того, в марте состоялся визит председателя Правительства России в Казахстан. И соответственно планируется визит нашего премьер-министра в Россию. Интенсивные контакты идут и на уровне руководителей министерств и ведомств обеих стран.
Качество взаимоотношений не может измеряться количеством визитов. Уверяю Вас, динамика казахстанско-российского диалога, традиционно остается высокой.