Рейтинг@Mail.ru
Председательство в ОБСЕ может переместиться в Азию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Председательство в ОБСЕ может переместиться в Азию

Читать ria.ru в
Дзен
В начале 2003 года многих удивила заявка Казахстана на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009 году, которую сразу же поддержали давние партнеры Астаны по ЕвразЭС, и особенно Россия. Сейчас вопрос вступает в решающую стадию - в конце ноября текущего года в ОБСЕ должно состояться повторное рассмотрение казахстанской кандидатуры. «Повторное» потому, что первая попытка Казахстана получить право занять этот пост в 2009 году была не совсем удачной.

Досым Сатпаев, директор аналитической консалтинговой организации «Группа оценки рисков», член Экспертного совета РИА Новости, для  РИА Новости.

В начале 2003 года многих удивила заявка Казахстана на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2009 году, которую сразу же поддержали давние партнеры Астаны по ЕвразЭС, и особенно Россия. Сейчас вопрос вступает в решающую стадию - в конце ноября текущего года в ОБСЕ должно состояться повторное рассмотрение казахстанской кандидатуры.

«Повторное» потому, что первая попытка Казахстана получить право занять этот пост в 2009 году была не совсем удачной. Своей заявкой Казахстан поставил в сложное положение большое количество европейских государств, которые разрывались между желанием сохранить в неприкосновенности кажущиеся им незыблемыми принципы ОБСЕ и попыткой не испортить отношения с этой важной, с энергетической точки зрения, центрально-азиатской республикой.

Найдя поддержку в лице большинства постсоветских государств, Казахстан столкнулся с противодействием, например, Великобритании. Двоякое отношение к этой идее существует и в США (тоже члене организации, хотя, подобно Казахстану, США страна неевропейская). Именно на США и Англию оглядываются некоторые европейские члены ОБСЕ, которых можно отнести к сомневающимся.

Аргументы «за» и «против» кандидатуры Казахстана выглядели при первой попытке Астаны довольно стандартно. Одни члены ОБСЕ утверждали, что председательство даст новый толчок реформам в Казахстане благодаря ответственности, которую налагает этот пост на власти страны. Другие заявляли, что Казахстан еще не вполне готов к председательству, и следует подождать, пока он будет в большей мере «соответствовать стандартам ОБСЕ». В частности, такой позиции придерживались США, которые предложили Казахстану перенести свою заявку на 2011 год. Ряды сторонников казахстанской инициативы традиционно возглавляют Германия, Россия и большинство постсоветских государств. Сюрпризом было то, что в поддержку Казахстана выступил также президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Гёран Леннмаркер.

Это и воодушевило республику на вторую попытку.

Астана сейчас активно работает на увеличение своих шансов получить окончательное добро. На эту стратегическую цель направлено и выступление министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина в Вене, на специальном заседании Постоянного Совета ОБСЕ, где он изложил казахстанское видение перспектив развития организации, а также вопросы, связанные с продвижением заявки Республики Казахстан на председательство в ОБСЕ в 2009 году.

Если внимательно ознакомиться с текстом выступления Марата Тажина, то станет понятно, что в целом оно перекликается с теми тезисами, которые, в частности, были озвучены президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в прошлом году, во время двухдневного совещания ОБСЕ по вопросам толерантности, межкультурного, межрегионального и межэтнического понимания. По мнению президента, ОБСЕ нуждается в реформировании и в «свежей крови».

В выступлении казахстанского министра иностранных дел тот же вопрос ставится так: «Сумеет ли ОБСЕ перестроиться и стать обновленной равноправной диалоговой площадкой, объединяющей евро-атлантическое и евразийское пространства, в конечном счете - сохранить свою уникальность в новом измерении?».

Здесь Казахстан мог бы сыграть роль моста между Западом и Востоком, как экономической лидер, являющийся одним из гарантов безопасности во всем регионе. Более того, Казахстан готов взять на себя роль посредника в установлении более партнерских отношений между ОБСЕ, ШОС, СВМДА, ЕвразЭС и другими региональными структурами, которые действуют на постсоветском пространстве. Это предложение может быть довольно заманчивым, если учесть факт снижения влиятельности и популярности ОБСЕ на территории бывшего СССР, где у нее усиливаются конкуренты в лице названных выше и других региональных структур.

Существенной особенностью республики, на что любят делать акцент казахстанские чиновники, являются межэтническая и межконфессиональная стабильность. Поэтому Марат Тажин заявляет: «Собственный опыт Казахстана как государства, успешно реализующего политику межнационального и межрелигиозного согласия, где на практике воплощаются принципы толерантного общества, показателен для других стран мира и мог бы быть полезен. В качестве председателя ОБСЕ Казахстан хотел бы сфокусироваться на вопросах обеспечения стабильности и безопасности, укрепления терпимости и недискриминации, противодействия международному терроризму».

Зачем нужно это председательство Астане? Очевидно, что, заняв пост председателя ОБСЕ в 2009 или позже, в 2011 году, как предлагают США, Казахстан повысит свой международный статус, заявляя о себе как о крупном международном игроке, с которым следует считаться. Но пост председателя этой международной организации не только дает почет и уважение, но и накладывает определенные серьезные обязательства на страну. И если эти обязательства не выполняются, то не избежать международного скандала. Для Казахстана это вполне реальная проблема, так как, по мнению некоторых иностранных экспертов, даже став председателем ОБСЕ в 2009 году, Казахстан «получит испытательный срок», в течение которого за всем, что происходит в стране, особенно в политической сфере, будут наблюдать под микроскопом.

При этом очевидно, что предоставление одной из центрально-азиатских стран поста председателя в ОБСЕ будет мощным стимулом для политических элит соседних стран, символом движения государств региона в сторону дальнейшей либерализации и открытости политических и экономических систем. Сейчас у ОБСЕ есть шанс приблизить не только Казахстан, но и прочие страны Центральной Азии к международным демократическим стандартам, так как трудно призывать государства к демократическим реформам, если изначально рассматриваешь их в качестве аутсайдеров и политически неполноценных участников международного переговорного процесса.

Что касается самой ОБСЕ, то возможная поддержка кандидатуры Казахстана будет говорить о том, что данная организация хочет показать остальным постсоветским государствам: она открыта для сотрудничества - раз уж дает им даже возможность определить новую стратегию собственного развития, раз уж старую так часто критиковали и в Москве, и в Астане.

Что касается основного противника казахстанской заявки в лице США, то у Казахстана еще есть время переубедить Белый Дом, чем, судя по всему, и будет заниматься Марат Тажин во время своего официального визита в США, происходящего в эти дни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала