Досым Сатпаев, член экспертного совета РИА Новости.
В последние несколько лет встречи между Путиным и Назарбаевым проводятся демонстративно часто. Если исходить из того, что власть во многих постсоветских государствах персонифицирована, то очень часто от личных симпатий или антипатий президентов зависят межгосударственные отношения. Далеко за примером ходить не надо. Взять хотя бы Центральную Азию, где из-за личной неприязни между тем же Исламом Каримовым и Эмомали Рахмоновым между Таджикистаном и Узбекистаном постоянно существует напряженность. Поэтому личные, теплые отношения Путина и Назарбаева заметно влияют на внешнюю политику двух государств. Причем речь не идет о панибратских взаимоотношениях. Просто два прагматичных политика понимают, что период разбрасывания камней закончился. Пора их уже собирать. К тому же Казахстан является не только партнером России по ЕвразЭС или ЕЭП, но председателем СНГ, которое ни Москва, ни Астана хоронить не собираются.
Еще в прошлом году Казахстан в качестве председателя Содружества внес несколько предложений по повышению эффективности СНГ. В частности, предложив сокращение бюрократического аппарата организации, была высказана идея сделать акцент на конкретные экономические проекты. Ведь СНГ, при всей своей малой эффективности, умудрялось плодить бесчисленное количество бюрократов, сидящих в многочисленных комитетах, экспертных советах, комиссиях, действующих под крышей Содружества.
Правда, не совсем понятно, как эту реформу можно провести в условиях, когда разногласия между некоторыми членами СНГ достигли своего апогея. Взять хотя бы нынешний виток напряженности между Грузией и Россией, к урегулированию которой СНГ даже не привлекается по причине низкой легитимности этой организации в глазах конфликтующих сторон. Такая же судьба может постигнуть и экономические проекты.
С другой стороны, удивительно то, что СНГ вообще дожило до сегодняшнего дня, находясь в весьма аморфном состоянии. Парадокс, но Содружество выжило именно благодаря этому состоянию, которое, судя по всему, всех устраивало. По крайней мере, это не помешало «параду суверенитетов» и одновременно удержались хоть какие-то переговорные мостики между бывшими собратьями по Союзу. В результате СНГ, двигаясь по большей части инерционно, все-таки сохранилось.
Единственное, что успокаивает, так это отсутствие высоких требований у других членов Содружества к действующему председателю Совета глав государств СНГ, от которого не ожидают великих свершений. Но все будут очень удивлены, если эта громоздкая региональная телега все-таки куда-то поедет и желательно вперед. Основная проблема состоит в том, что у СНГ уже немало конкурентов со стороны более мобильных региональных структур, будь то ЕврАзЭС или тот же ГУАМ.
На этом фоне возникла даже любопытная версия о том, что именно Казахстан, на территории которого и было когда-то принято решение о создании СНГ, станет официальным «могильщиком» этой региональной структуры, заявив о нецелесообразности ее существования в старом виде. С точки зрения исторического символизма такой шаг выглядел бы эффектно. Другой вопрос - какая от этого польза и кому? Даже США уже снисходительно смотрят на Содружество, больше опасаясь чрезмерной активности ШОС или ЕврАзЭС. Сокращение финансовых расходов на содержание бюрократических структур СНГ вообще снимет вопрос о неэффективной трате «больших народных средств». А географически у бывших советских республик должна быть хоть какая-либо основа для взаимодействия не только в рамках двусторонних взаимоотношений. СНГ для этого подходит, так как другой альтернативы с таким широким составом участников пока нет. По крайней мере, к Содружеству привыкли, а это уже неплохо. Думаю, что именно такую позицию занимает Казахстан по отношению к этой региональной структуре.
Но, несмотря на декларируемую многовекторность, во внешней политике Казахстана более отчетливо проявляется российское направление. Это вполне объективный процесс поиска партнера для реализации совместных экономических и политических проектов.
Наличие большого количества региональных организаций не мешают Москве и Астане поставить во главу угла двусторонние отношения. Сложилась довольно интересная ситуация, когда Казахстан нужен России в такой же степени, как и мы России. В биологии это называется симбиозом, когда два разных организма вступают в кооперацию друг с другом для того, чтобы выжить.
Тесное экономическое и политическое партнерство между Россией и Казахстаном, особенно после прихода к власти Владимира Путина, очень сильно выделялись на фоне других межгосударственных отношений в рамках постсоветского пространства. Справедливости ради стоит вспомнить, что еще в октябре 1998 года между Казахстаном и Россией был подписан Договор и Программа экономического сотрудничества на период до 2007 года. В сентябре 1999 года была подписана Программа приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России также до 2007 г. Но чего греха таить, договоры об экономическом сотрудничестве стали наполняться более конкретным содержанием лишь со сменой политической элиты в России. К тому времени и у Казахстана, и у России появились вполне объективные потребности в реальном экономическом сближении.
Во времена президентства Путина произошли кардинальные изменения во внешней политике России по отношению ко всем постсоветским государствам. Суть этих изменений заключается в простой истине, которая уже стала аксиомой грамотной геополитической игры: «Вначале экономика, а потом политика». Осознание этого привело к тому, что вместо голословных деклараций о братстве и партнерстве с Казахстаном Россия стала выдвигать более конкретные экономические инициативы как в сфере приграничной торговли или в области регулирования тарифной политики, так и в рамках нефтегазового сотрудничества. В результате грамотного сочетания геополитики и геоэкономики, которому следовали как Казахстан, так и Россия, стало возможным их более интенсивное сотрудничество в рамках разных межгосударственных объединений, будь то Евразийское экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности или Шанхайская организация сотрудничества. Стоит отметить, что на постсоветском пространстве уже именно эти две страны и составили некое интеграционное ядро, которое олицетворяют Путин и Назарбаев, последовательно выступающие за тесную кооперацию бывших советских республик. Более того, создаются новые структуры для того, чтобы ускорить этот процесс. Например, речь идет о Евразийском банке развития, который заложили Казахстан и Россия именно для более эффективной реализации интеграционных проектов.
Хотя в последнее время появляется тенденция увеличения конкуренции между Казахстаном и Россией, особенно за выходы на сырьевые рынки. Но Казахстан уже определил те проекты, которые считает для себя приоритетными в нефтегазовой сфере и поэтому участвует в них исходя из своих национальных интересов. Это нефтепроводы Западный Казахстан-Западный Китай и БТД. Что касается остальных проектов, то в них Казахстан готов сотрудничать с Россией, заявляя об этом публично, идет ли речь о КТК или Одесса-Броды-Плоцк.
Проблема заключается в том, что Россия и Казахстан транзитно зависимы друг от друга, так как казахстанская нефть и газ поступают на мировые рынки через российскую территорию, а узбекское и туркменское сырье идет в Россию через Казахстан. В России хорошо понимают, что основные российские поставки газа в Европу будут зависеть от стабильных поставок из Центральной Азии. Так что мы обречены на сотрудничество, даже если и существуют некоторые признаки конкуренции. Взять хотя бы китайский нефтепровод. Не секрет, что некоторые российские компании уже проявили интерес к возможному использованию этого нефтепровода для прокачки своей нефти в Китай через Казахстан. Кроме этого, для урегулирования всех назревших экономических проблем есть такой механизм, как ЕврАзЭС, где Казахстан и Россия всегда могут согласовать свои позиции. Вряд ли это положение вещей сильно изменится после ухода Владимира Путина с поста президента. Скорее всего, преемственность во внешней политике России сохранится.
В конце концов, Москва давно уже поняла, что Казахстан вполне естественно хочет расширить свои экспортные возможности, также как это хочет сделать и сама Россия. К тому же Казахстан не тот партнер, с которым можно разговаривать языком силы, особенно имея в виду, что у России не так уж много верных союзников в рамках СНГ. Казахстан - не Белоруссия, которая зависит от российского газа, также как и Украина. Но в отличие от Астаны Минск с каждым годом становится все более неудобным партнером для России. Москва видит, что Казахстан сейчас активно обхаживают и США, и ЕС, и Китай. А это значит, что поле для маневров у Астаны намного больше, чем у других постсоветских государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции