151 год назад (1856) родился Зигмунд Фрейд, австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа
Зигмунд Фрейд - профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализе). Среди психологов XX века Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 году он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно», (1903), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Постепенно идеи Фрейда приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка. По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако прогрессирует его болезнь (рак), не помогают никакие операции и лекарства, и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые поспешили объявить фрейдизм учением «безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном». Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам. Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера ХХ века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа.
292 года назад (1715) издан «Артикул воинский» - первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс России
В XVII-XVIII веках суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 года, новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах (1669). Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 году при создании «Артикула воинского». Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей) и был включен в качестве части второй в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Преступлением по «Артикулу воинскому» являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. Артикулы включали следующие виды преступлений: религиозные - чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж; государственные - умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена; должностные - взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов; воинские - измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине; преступления против порядка управления и суда - срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство; преступления против благочиния - укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей; преступления против личности - убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом; имущественные преступления - кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество; преступления против нравственности - изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией. Воинский артикул был отменен в период правления Николая I, когда был издан Свод законов Российской империи.
15 лет назад (1992) умерла Марлен Дитрих, звезда немецкого и американского кино
Настоящее имя - Мария Магдалена фон Лош. Родилась 27 декабря 1901 (по некоторым данным, 1902 или 1904) года в Берлине. По национальности немка. Училась в Музыкальной академии и Школе драматического искусства М.Рейнхардта. В 1922 дебютировала в театре и кино. До своего блестящего появления в фильме режиссера Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел» (1930, по роману Т.Манна) приняла участие во многих проходных фильмах и театральных постановках, порой скандально-вызывающих эстрадных ревю, а также в рекламе одежды и белья. Роль роковой соблазнительницы, певички кабаре Лолы в «Голубом ангеле», сыгранная Дитрих с покоряющей смелостью и свободой, принесла ей мировую известность и стала пропуском в Голливуд, куда она уехала в 1930 году. Там Дитрих снималась в экзотических фильмах фон Штернберга «Марокко» (1930, первый голливудский фильм Марлен), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера» (1932), «Красная императрица» (1934), «Дьявол - это женщина» (1935) в амплуа «женщины-вамп», и стала одной из самых популярных звезд американского кино 1930-х годов. Она прославилась и своими бесчисленными романами со звездами всех континентов - актерами, генералами, писателями, в том числе с Жаном Габеном и Эрихом Мария Ремарком. Особое очарование актрисе придавал ее хрипловатый и томный голос. Хемингуэй сказал однажды, что даже если бы у Марлен остался один только голос, она бы и тогда разбила бы вам сердце. В 1937 году Дитрих приняла американское гражданство. Адольф Гитлер, горячий ее поклонник, хотел, чтобы актриса вернулась в Германию. Но даже Рудольф Гесс, тайно встретившийся с Марлен, не сумел уговорить Дитрих переехать в Германию. В 1939-1945 годы она принимала активное участие в антифашистской пропаганде, выступала как певица перед американскими солдатами. Роль отважной женщины-антифашистки и певицы-патриотки, выступающей перед солдатами в перерывах между боями и не раз под пулями, только добавила славы к ее звездному имени. Рейхсминистр пропаганды Геббельс объявил Дитрих радиовойну. Медаль Конгресса и орден Почетного легиона были признанием ее заслуг. Она играла в фильмах таких известных режиссеров, как Эрнст Любич («Ангел», 1937), Рене Клер («Пламя нового Орлеана», 1941), Альфред Хичкок («Боязнь сцены», 1950). Когда актриса не снималась, она выступала на эстраде. Пела на трех языках. Ее концерты с огромным успехом проходили в Париже, Лондоне, Лас-Вегасе, Копенгагене, Иерусалиме, Москве, Ленинграде, Сиднее, Буэнос-Айресе и в послевоенной Германии. Она работала буквально «на износ». «Ничегонеделание - страшный грех. Всегда есть возможность сделать что-то полезное,» - сказала когда-то Марлен. В 1950-е годы, с переходом на роли немолодых героинь, она показала себя как одаренная актриса, создавшая яркие, сложные характеры в фильмах «Свидетель обвинения» (1957), «Процесс в Нюрнберге» (режиссер Стенли Крамер, 1962) и других. Последнее появление на экране - эпизодическая роль в фильме «Прекрасный жиголо - несчастный жиголо» (1979). Голос Марлен звучал в радиопостановках. Последний полнометражный фильм был уже о ней самой - документальный. Каннский фестиваль 1992 года был посвящен Марлен Дитрих, город был украшен портретами актрисы. Она умерла 6 мая 1992 года в Париже, во время фестиваля в свою честь. Похоронили Марлен в Берлине, рядом с матерью.
100 лет назад (1907) родился Николай Францевич Гастелло, летчик, Герой Советского Союза
Николай Гастелло родился в Москве, в семье рабочего. После окончания школы с 1926 по 1930 год работал слесарем на паровозоремонтном заводе в Муроме. В 1932 году был призван в Красную Армию, окончил Луганскую школу военных летчиков и служил в бомбардировочной авиации. В 1939-1940 годах участвовал в боях с японскими захватчиками у реки Халхин-Гол, с белофиннами, в освобождении Западной Белоруссии. В мае 1941 года Гастелло был назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. С первых же дней Великой Отечественной войны самолеты эскадрильи совершали по несколько боевых вылетов в день. 26 июня 1941 года в четыре часа утра эскадрилья 207-го авиаполка под командованием капитана Николая Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно - Родошковичи. Сбросив бомбовый груз на скопившиеся для заправки горючим вражеские танки, Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. Капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Летчики, ставшие свидетелями одного из самых драматических эпизодов Великой Отечественной войны, рассказывали, что они видели его последнее пике и полагали, что командир ударит по группе бронированных машин, расположившихся возле большого дерева. Им казалось, что более привлекательной цели, чем эти шесть танков, которые можно было уничтожить одним ударом, в тот момент не было. Однако в последние секунды Гастелло свернул и врезался туда, где находились три бензозаправщика и два танка. И только потом, вернувшись на базу, летчики поняли замысел Гастелло - врезавшись в бензоцистерны, взорвать их. Так и произошло. Горючая смесь разлетелась на сотни метров, вывела из строя технику, в том числе и танки. Это случилось на пятый день войны. А несколько дней спустя о подвиге капитана и его экипажа узнала вся страна. Николаю Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков.
84 года назад (1923) родился Владимир Абрамович Этуш, актер театра и кино, народный артист СССР
Родился 6 мая 1923 года в Москве. После первого курса Щукинского училища Владимир Этуш ушел добровольцем на фронт, а в 1943 году после ранения, с второй группой инвалидности, был комиссован. В 1945 году окончил театральное училище и начал работать в московском театре им. Евг. Вахтангова. Свой творческий путь в театре Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». В 1965 году театр ставит драму Э.Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве артиста. Он играл в спектаклях «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера (Журден), «Великая магия» Эдуардо де Филиппо (иллюзионист Отто Марвульо), «Будьте здоровы» (писатель Мерикур). Параллельно с работой в театре Этуш с 1953 года снимался в кино, где исполнял преимущественно острохарактерные и комедийные роли в фильмах «Адмирал Ушаков», «Овод», «Время летних отпусков», «Председатель», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Старая, старая сказка», «Двенадцать стульев», «Тень», «Иван Васильевич меняет профессию», «Приключения Буратино» и многих других. С 1945 года Этуш преподавал в Высшем театральном училище имени Б.Щукина, с 1976 года - профессор кафедры актерского мастерства. С 1987 по сентябрь 2003 года - ректор Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина. В последние годы Владимир Этуш выходит на сцену не часто. Он - лауреат премии «Кумир» (2000, в номинации «За высокое служение искусству»), лауреат Государственной премии РФ 2001 года - за творческое развитие традиций Вахтангова в спектаклях Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова «Дядюшкин сон» по повести Ф.Достоевского, «Сирано де Бержерак» по пьесе Э.Ростана. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003).
Православная церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца
Георгий Победоносец происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Римский офицер, храбрый и мужественный воин, он открыто считал себя христианином. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом, Георгий сложил с себя военный чин и стал исповедником христианства, за что был подвергнут изощренным пыткам. Был обезглавлен в Никомедии около 303 года. Культ святого Георгия проник из Византии на Русь в X-XI веках. Первоначально святой Георгий известен как покровитель князей, особенно в их военных походах. Он изображался на иконах в виде стоящего воина с копьем и щитом или с мечом и копьем. Постепенно стоящего воина заменяет всадник-змееборец, которому и посвящалось сказание «Чудо Георгия о Змие». В нем повествовалось о том, как святой воин Георгий спас царскую дочь от чудовищного змея-людоеда, усмирив его при помощи креста и молитвы, а затем пронзил змея копьем. Легенда нашла отражение в древнерусской живописи, прежде всего в иконописи, в прикладном искусстве и скульптуре. Георгий Победоносец со временем стал почитаем не только князьями, но и простыми людьми. Народная любовь к нему выразилась в духовном стихе о Егории Храбром, который терпит много мучений за свою веру. Популярность святого Георгия - заступника и защитника, своеобразного народного героя, безусловно, не осталась без внимания московских князей. Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба - Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.