ЖЕНЕВА, 2 мая - РИА Новости, Екатерина Андрианова. Российские писатели, принимающие участие в 21-м Международном салоне книги и прессы в Женеве, рассказали в среду своим читателям и посетителям салона "о времени и о себе".
На российском стенде прошел "круглый стол" "Русские писатели о времени и о себе". Писатели серьезно отнеслись к заявленной теме и, действительно, рассказали о своем отношении ко времени, в котором они живут и творят, - кто-то с горечью, а кто-то с любовью. Модератором "круглого стола" выступил Василий Аксенов, автор романов "Остров Крым", "Скажи Изюм", "Вольтерьянцы и вольтерьянки".
"Я признаюсь, что время со мной и я со временем очень сильно разошлись. Мне очень не нравится время, в котором я сейчас живу", - начал Александр Кабаков, получивший известность в конце 1980-х годов после повести "Невозвращенец".
"Думаю, что я пользуюсь взаимностью, и не очень нравлюсь времени, в котором я живу. Мне кажется, что главная составляющая этого времени - это уничтожение. У меня есть тоскливое ощущение, что профессия наша подходит к концу", - сказал он.
"Наступление с разных сторон идеологизированной, примитивно-развлекательной литературы и, я бы так сказал, служебно-технической литературы, которая, например, рассказывает подробности из жизни кокаинистов или, с таким же успехом, о жизни быстро разбогатевших ПТУшниц, - вот это все очень быстро потеснит роман-самовыражение и даже вообще нероманные формы, которые имеют отношение к разбирательству, к "разборкам", как сейчас принято говорить, между автором и автором, между автором и действительностью, между автором и его героем; покончит с литературой выяснения отношений между автором и миром", - считает Кабаков.
С ним не согласился писатель и историк Эдвард Радзинский, заявив, что не представляет себе ничего интереснее нашего, хотя и "трагического", времени.
"Представьте себе людей, которые еще вчера жили в общежитии и переселились в замки. Представьте людей, которые жили на студенческую зарплату и сумели - я не говорю дальше слово, что они сумели сделать, - после чего сразу миллиард! Никогда в жизни не было такого безумия, никогда!" - начал Радзинский.
"Слово "гламур" становится паролем страны. Это опять же в стране, где средний уровень жизни - ниже не бывает. Но это литература! Это безумие! Потому что всякая литература - это безумие", - считает он.
По мнению Радзинского, одна из обязанностей писателя - "объяснять людям, что с ними происходит". "Потому что про "себя" - это про "них", - отметил он.
"И, кроме того, не забывайте, что весь мир - не только наша страна - живет после всемирной демократической революции. Вольтер при господстве демоса не может быть властителем дум. Властителем дум становится Гарри Поттер. И трагедия мыслящих людей - она должна быть! Это есть тема литературы. Так что же может быть интереснее жизни в трагическое время?" - считает он.
По мнению Василия Аксенова, "безумие", о котором говорил Радзинский, "разыгралось на фоне опьянения деньгами", которые появились у людей после 70 лет жизни при социализме.
"Это опьянение еще не прошло. Видимо, нужно еще несколько десятилетий, чтобы это все успокоилось", - считает он.
Поэтесса Вера Павлова с иронией призналась, что "пишет только о себе, и совсем ничего о времени". "Из всех своих стихотворений я нашла только одно не о себе", - сказала она.
"Дадим собаке кличку,
а кошке псевдоним,
окликнем птичку: "Птичка!",
с травой поговорим,
язык покажем змею,
козлу ответим: "Бе-е-е!".
Вот видишь, я умею
писать не о себе", - прочитала Павлова.
Итог дискуссии "о времени" подвела известная писательница Виктория Токарева, по сценариям которой сняты фильмы "Мимино", "Джентльмены удачи", "Шла собака по роялю".
"Все, кто сидят за этим столом, - я знала их молодыми. Совсем молодыми. Мы все вместе начинали. Они все писали - и Вася (Аксенов), и Эдвард (Радзинский), - замечательно. И сейчас они немножко полысели, но пишут тоже замечательно. Почему? Потому что Бог вложил в них дискету. И они ее выполняют. И по-другому они не могут. Они писали замечательно, пишут замечательно, и будут писать тоже замечательно!", - сказала она.
"Время пришло - пора молодеть!", - заключил Аксенов.