Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Прозвучало последнее Послание президента Путина. Послание, где в конспективном виде изложена стратегия развития страны. Документ, ориентированный не на быстроту реакции, а на вдумчивый анализ. Самое неправильное тут было бы раздувать щеки и говорить, что все понятно.
Заявив себя на роль отгадчика содержания Послания президента, я предполагал, что Путин еще раз сделает акцент на национальной и исторической специфике развития демократии в нашей стране. Он этого делать не стал - и это о многом говорит. Вопрос о специфике фактически снят с повестки дня. Наша демократия - без дополнительных определений.И об этом надо спокойно подумать.
Еще я писал о сюрпризах, которые непременно должны прозвучать в Послании.
Первый сюрприз, это ход с имуществом ЮКОСА. Никто теперь не может сказать, что оно целиком досталось государственной компании - деньги от продажи активов компании пойдут на программу по расселению аварийного фонда, на решение проблем самых бедных и социально неблагополучных граждан.
Упомянув в двух соседних абзацах острейшие социальные проблемы и дело ЮКОСа, президент в сознании граждан закладывает прямую между ними связь: социальные проблемы (преступность, пьянство, беспризорность, высокая смертность) есть производное от деятельности таким компаний как ЮКОС. Люди живут так плохо потому, что средства у них украли.
Наконец, как справедливо сказал президент, «не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». Так что перевод денег от продажи активов ЮКОСа на решение острейших социальных проблем наиболее бедствующих наших граждан - это во много раз сильнее морального удовлетворения от финансового благополучия госкомпаний.
Второй сюрприз - слова о том, что «крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества». Мало того, что президент не забыл в своем выступлении пенсионеров, творческую интеллигенцию, ученых, работников сельского хозяйства и рыболовецкой отрасли, сотрудников морских портов, военнослужащих, владельцев ветхого и аварийного жилья, членов семей, а также товариществ собственников жилья, малых и средних предпринимателей. В год парламентских и в ситуации надвигающихся президентских выборов насколько же Путин чувствует себя уверенно, насколько он хладнокровен, что помнит даже о необходимости поддержки сельских хоров и ансамблей народных инструментов!
И лишь три момента во всем Послании вызывают некоторые вопросы. Вероятно, для президента их трактовка однозначна. Но, мне кажется, для некоторых групп населения желательны были бы дополнительные разъяснения.
Имею в виду абзац про единство и сплоченность народа. «Чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и уверенней мы сумеем пройти этот путь (к подлинному возрождению страны)».
В связи с нашим неоднозначным историческим прошлым (правда, президент призвал хранить уважение «к каждой странице нашей отечественной истории»), понятие «сплоченности» вызывает столь же неоднозначную реакцию. Уж на что сплоченным было советское общество в 60-70-е годы, но это не спасло государство от застоя и скорого краха. И потом, именно наличием сплоченности всегда объяснялось у нас отсутствие оппозиции. Когда у всех одна цель - ритмично и целеустремленно делать общее дело, к чему пристегнуть оппозицию, какие задачи в данной ситуации ей остается выполнять - ведь она, по определению, против курса власти? Что, сбивать нас с единого ритма?
Второй вопрос касается обозначенной президентом прямой связи экономического кризиса (90-х годов) с негативными явлениями в сфере искусства и литературы, народного творчества. «Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества.... Эти трудности едва не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России. Между тем отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведет к потере нацией своего лица».
Что, если писателю или художнику дать больше денег, в них проснется больше таланта? Не факт. Во все времена нищие писатели и художники тоже порой писали неплохие романы и картины.
Безусловно, на культуру и искусство нельзя жалеть денег. Но их расцвет не напрямую, а очень косвенно связан с массированной финансовой подпиткой. Мне кажется, культуре и искусству нужно уважение, нужно признание и понимание их особой, исключительно важной роли в жизни общества.
А вообще, кто бы знал то химическое средство, которым эффективнее всего поливать таланты...
Словом, здесь есть некая фундаментальная проблема, для решения которой оказалось мало даже полгода работы над Посланием.
И, последнее: «прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса».
Сразу после Послания я встретился с человеком из провинции. Случайно заговорили о малом бизнесе. Решил его порадовать ссылками на Послание. И что же мне ответил человек? Что малый бизнес у них это не просто хилый цыпленок-доходяга, а уже охлажденная, практически общипанная тушка. И что сегодня базовое условие для выживаемости малого и среднего бизнеса - необходимость оградить его от чиновников разных уровней власти и разных ведомств, которые тянутся к этому бизнесу с предложением поддержать, а также с требованием побыстрее поделиться. Выполнив это базовое условие, можно думать обо всем остальном - и о поддержке, в том числе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции