Спустя ровно месяц после восьмидесятилетнего юбилея скончался всемирно известный виолончелист, дирижер, народный артист СССР Мстислав Леопольдович Ростропович. Известия о плохом самочувствии дирижера стали появляться еще в декабре, но врачи неизменно надеялись на лучшее.
Гражданин Мира, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, почетный гражданин многих городов мира, - пожалуй, этого человека можно было назвать одним из тех, кто создавал (или поддерживал) образ великой России, страны, которая может рождать гениальных людей. Миллионы людей во всем мире с замиранием сердца слушали звуки его виолончели, а он просто создавал музыку, не ожидая ничего взамен.
Родился Мстислав Ростропович в музыкальной семье, так что выбор его был, в некоторой степени, предопределен генами: отец - виолончелист, заслуженный артист РСФСР, профессор, мать - пианистка. Ректор консерватории Виссарион Шебалин знал Ростроповича с малых лет. Тем не менее, карьера его началась отнюдь не с обучения в консерватории, а гораздо раньше.
Первое выступление состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса. Потом было обучение в школе имени Гнесиных, война, эвакуация... Когда в середине 42-го года отец Мстислава Леопольдовича умер от сердечного приступа, 15-летний мальчик фактически стал главой семьи; кроме того, он заменил отца и на работе: стал преподавателем, артистом концертно-эстрадного бюро, с артистическими бригадами объездил всю Оренбургскую область.
В 1943 году ректор консерватории помог переехать в Москву. Именно тогда окончивший 8 классов Ростропович попал сразу на два факультета: композиторский и в класс виолончели. Но главное - возможность учиться у Шостаковича. Как вспоминал Мстислав Леопольдович позже, "у него был полный класс. Я тогда действительно мечтал с ним познакомиться, но триумф его Симфонии №7 сделал его класс переполненным абсолютно. Тогда я попросил профессора Козолупова (преподавателя по классу виолончели - прим. ред.), чтобы он упросил Шостаковича посмотреть мою партитуру первого фортепианного концерта. Шостакович согласился".
После того, как Ростропович виртуозно сыграл свое произведение, Шостакович спросил, не хочет ли он заниматься "в классе по инструментовке"? Конечно! Позднее Ростропович предпочтет занятия с Шостаковичем композиторскому классу. Музыку он больше не писал, объясняя это тем, что помнит впечатления, которые произвела Восьмая симфония Шостаковича с первой репетиции. "Я помню, что тогда тоже пытался сочинять свою симфонию и когда после репетиции я посмотрел на свое сочинение, то понял, что не могу продолжать. Шостакович остановил меня своей Восьмой симфонией. Я перестал сочинять музыку. Все. С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты", - рассказывал он в интервью.
В 1955 году Ростропович познакомился с оперной певицей Галиной Вишневской. Эта встреча и последующие четыре дня изменили жизнь двух людей: они были вместе почти 52 года. Корреспондент журнала "Ридерз Дайджест" как-то спросил Ростроповича: "Скажите, а это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?", а в ответ услышал: "Правда!" Тогда он спросил: "А что вы думаете по этому поводу теперь?". "Думаю, что потерял четыре дня!" - этот ответ был признан лучшим, за что виолончелист был премирован чеком на 40 долларов.
Ростропович признавался: "Я ни одну страну мира не люблю так, как люблю Россию, поэтому для меня не существует ни тех обид, которые мне были нанесены и даже не существует врагов. Я всех простил и всех благодарю... Ведь важно, как складывается наша жизнь. Я вернулся сюда в 1990 году с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона, главным дирижером которого я пробыл 17 лет. Мы даже дали концерт на Красной площади. И я был счастлив, что все так замечательно кончилось".
Человек с открытым сердцем, он, казалось, сознательно привлекал к себе внимание, зная, что таким образом внимание будет привлечено и к проблеме, которой он занимается: так было и с фондом в пользу детей, так было и с путчем 1991 года. "Я думал, что меня убьют, но зато весь мир узнает, что случилось в России", - вспоминал он.
Лондонская "Таймс" назвала Ростроповича величайшим из живущих музыкантов, а его имя было включено в число "Сорока бессмертных" - почетных членов Академии искусств Франции. Увы, бессмертным можно быть только на бумаге и в памяти...
При подготовке материала использована информация сайта Peoples.ru