МОСКВА, 26 апр - РИА Новости. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов допускает, что в Европе могут эмоционально отнестись к заявлению президента РФ о моратории на исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), но считает это решение абсолютно правильным.
"Я полагаю, что будут, конечно, эмоциональные комментарии", - сказал он журналистам после выступления президента с посланием Федеральному Собранию в четверг.
В то же время Маргелов выразил надежду, что из Европы придут и неэмоциональные оценки этого решения.
"Президент сегодня сказал о том, что мы так или иначе в различных форматах с партнерами проговаривали, что там не понятна ситуация, при которой Россия должна быть связана какими-либо ограничениями по размещению своих вооруженных сил", - отметил сенатор.
Тем более, подчеркнул он, в Москве неоднократно заявляли, что Россия не собирается "быть страшной" для остального мира.
"Мы сильные, но не хотим быть страшными. Россия не собирается воевать с кем бы то ни было. Главной целью российской внешней политики является создание по крайней мере нейтрального, а в лучшем случае - дружественного окружения своих ближних и дальних подступов", - заявил Маргелов.
Путин предложил объявить мораторий на исполнение Россией обновленного в 1999 году договора об обычных вооруженных силах в Европе до тех пор, пока все страны НАТО не ратифицируют его и не начнут строго исполнять.
ДОВСЕ был подписан государствами Варшавского договора и НАТО в 1990 году. Участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия), а также США и Канада.
По договору ограничиваются пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты; предусматривается обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.
Через год после подписания договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) произошел распад СССР.
Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий был подписан в 1999 году на саммите в ОБСЕ в Стамбуле. На его основе должен быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника.
Сам адаптированный ДОВСЕ должен быть открыт для присоединения любого европейского государства-участника ОБСЕ. Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ.
Из-за этого страны НАТО также блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора. > С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил. Договор поддерживается только благодаря обмену информацией и инспекциям.
Позиция России состоит в том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) были выполнены в полном объеме в 2000-2001 годах. Сроки и условия функционирования российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.
В Москве неоднократно отмечали, что сложившаяся вокруг ДОВСЕ ситуация всерьез затрагивает интересы как Российской Федерации, так и европейской безопасности в целом.