Рейтинг@Mail.ru
Это страшное ЛСО - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Это страшное ЛСО

Читать ria.ru в
Опять начинаю с аббревиатуры. Понимаю, что это «не есть хорошо». Но ничего поделать не могу. В той тематике, которой я занимаюсь, как журналист, их слишком много, и часто обойтись без них никак нельзя. А для тех, кто не знает, что такое ЛСО, расшифрую. Этим сокращением обозначается легкое и стрелковое оружие...

Опять начинаю с аббревиатуры.

Понимаю, что это «не есть хорошо». Но ничего поделать не могу. В той тематике, которой я занимаюсь, как журналист, их слишком много, и часто обойтись без них никак нельзя. А для тех, кто не знает, что такое ЛСО, расшифрую. Этим сокращением обозначается легкое и стрелковое оружие. Все, что стреляет и может переноситься одним человеком или группой людей, состоящей из двух-трех человек. В числе такого оружия - все пистолеты и револьверы, винтовки и карабины, автоматы и легкие пулеметы, а также ручные и подствольные гранатометы, противотанковые управляемые реактивные снаряды и даже переносные зенитно-ракетные комплексы, минометы калибром меньше 100 мм... Но мы сегодня не о ПТУРах, ПЗРК и минометах.

Поводов к разговору о ЛСО у меня, как минимум, три. Первые два - на слуху у всех. Это страшные трагедии, случившиеся на минувших неделях в Соединенных Штатах. Расстрел студентом Вирджинского технологического университета своих товарищей и преподавателей, а так же захват заложников в НАСА, и убийство сотрудником этой организации своего начальника. Есть и третий повод. О нем чуть позже.

Сказать, что эти страшные преступления потрясли Штаты, значит, ничего не сказать. Даже на фоне ставшей уже привычной ежедневной бойни в Ираке и Афганистане, к которым время от времени присоединяется Сомали. И все же. 33 трупа и 29 раненых в первом случае, двое убитых и замотанная скотчем женщина во втором. Полиция, которая потеряла два часа и ничего не сделала, чтобы найти и обезвредить убийцу, разгуливавшего по студенческому кампусу - это шок для высокоразвитого общества. Нет ни одной крупной газеты в США, да и в других цивилизованных странах, которые не написала бы об этом. Нет ни одного более или менее приличного телеканала, который не показал репортаж из штата Вирджиния, не сопроводил его интервью со студентами местного университета, с преподавателями, с простыми американцами. А потом и продемонстрировал предсмертное заявление убийцы, снятое им на камеру и отправленное по почте на телестудию.

Специальную резолюцию в связи с трагедией в Вирджинии принял сенат Соединенных Штатов, президент Джордж Буш объявил в стране трехдневный траур и вместе с женой прибыл на похороны жертв того чудовищного преступления...

Уже есть вполне внятные объяснения происшедшего. В одном случае - депрессивное состояние молодого корейца, который не мог найти себе места в студенческой среде, завидовал всем и всякому, ненавидел тех, кто удачливее и богаче его, даже лечился от психической болезни и принимал горстями антидепрессанты, что все же не помогли. В другом - ссора 54-летнего сотрудника НАСА со своим шефом, его боязнь  потерять работу... Словом, сложности взаимоотношений в современном обществе, бешеный темп нынешней жизни и неготовность некоторых человеческих индивидуумов соответствовать вызовам времени, высокоскоростного и высокотехнологического, интеллектуально-напряженного ХХI века. Это, мол,  не каждому по плечу. Отсюда и неизбежное зло.

Увы, все так и не совсем так. Может быть, совсем не так.

Как-то мимоходом было замечено, что слишком много развелось свободно продаваемого и покупаемого оружия, того самого ЛСО, с которого мы начали свой разговор. Что можно прийти в любую американскую оружейную лавку, и, если ты не был замешан ни в каких преступлениях, не засвечен в полицейских хрониках и имеешь на руках - нет, не обязательно паспорт, - достаточно водительского удостоверения и, пожалуйста, выбирай - «Вальтер», «Глок», «Беретта»  или «Калашников». Они смотрят на тебя, просятся в твои руки... Как звучит в одном оружейном рекламном слогане: «Возьми меня, подержи в руках, а теперь попробуй вернуть на место. Не получается! Вот - то-то».

 «Кольт делает тебя свободным!». Это тоже оттуда.

А еще «ящик». Крепкие «хорошие парни», решающие свои проблемы при помощи оружия не только на войне, хотя и ее отбавляй, а в повседневной жизни. В борьбе с «плохими парнями» в полицейской форме или без нее, с коррупционерами-сенаторами и губернаторами, с маньяками-генералами или с «доктором Зло», с мафией - русской, итальянской, японской, Бог весть какой еще - всех не перечислить. Они мелькают на всех экранах, по всем каналам, круглые сутки. Давно уже стали примером для многих неокрепших умом и душами юношей, да и взрослых людей тоже. Мы сами породили монстра, которого не знаем, как загнать назад в преисподнюю, где ему только и место.

Есть вторая поправка к Конституции США, за которую стоит горой оружейное лобби. Есть свобода слова и самовыражения. Наконец, искусство, большое, среднее или ничтожное, не заслуживающее этого слова. Есть, наконец, бизнес. Великий и всемогущий. Именно он стоит на страже того, чтобы все стреляло, чтобы все, что умеет это делать, делало это хорошо, чтобы оно хорошо продавалось, приносило прибыль... А что до «мелких недоразумений», вроде несчастного студента из Виргинского технологического или клерка из НАСА, то - что же, если на дорогах ежедневно гибнут люди, тысячи людей, - надо запретить автомобили?! И вообще технический прогресс?!

С этой риторикой ничего не поделаешь. Или все-таки - поделаешь?

Но, замечу, бизнес на оружии - вещь тоже весьма специфическая. Недавно в «РИА Новости» проходила презентация доклада, подготовленного сотрудником весьма уважаемого в экспертном мире СИПРИ - Стокгольмского международного института исследований проблем мира (фамилия ученого в данном случае не играет никакой роли), при поддержке  Safeworld, независимой неправительственной организации, цель работы которой - предотвратить вооруженное насилие и создать безопасные условия, позволяющие людям вести мирную и достойную жизнь. Огромный исследовательский труд проделал автор - оценил объем и структуру производства легкого и стрелкового оружия в нашей стране, сопоставил его количественные и качественные характеристики в ельцинские времена и сегодня, назвал предприятия, которые выпускают ЛСО,  номенклатуру по каждому КБ и заводу. Проанализировал поставки такого оружия в армию и на флот, продажу на экспорт. Сравнил прозрачность в вопросах производства и торговли ЛСО в Западной Европе и у нас, вскрыл недостатки с лицензионным производством наших «Калашей» за рубежом, назвал те страны, где они до сих пор выпускаются, как контрафакт. Назвал приблизительные цифры доходов от продажи. Почему «приблизительные»?

Потому, что информационной прозрачности в производстве и продаже ЛСО, что за рубеж, что для внутренних потребностей, не хватает. Не только у нас в стране, но, к примеру, и в Западной Европе тоже. О чем сотрудник СИПРИ пишет достаточно откровенно. Можно подумать, что предприятия, делающие пистолеты, револьверы и автоматы, заняты какой-то подпольной, противозаконной деятельностью. Почему об объемах выпуска легковых автомобилей фирмы стараются подробно рассказать, навязать нам эту информацию, прорекламировать ее, подчеркнув, таким образом, повышенную востребованность своей продукции, ее элитарную значимость для людей, а об ЛСО стыдливо умалчивают? Или предпочитают пиарить его опосредованно, в тех же телевизионных и киношных боевиках. Кстати, вы заметили, что «плохие парни» в американских фильмах, как правило, пользуются русскими «Калашами», а «хорошие» - М-16, «Береттой», в крайнем случае, «Глоком»?... Штришок, но характерный.

Вот и исследователь российского ЛСО вскользь говорит о недостатке прозрачности в вопросах производства и торговли ЛСО в Западной Европе, там, например, из 25 стран Европейского Союза, только 15 публикуют ежегодные национальные отчеты об экспорте оружия. Некоторые обмениваются такой информацией с партнерами по ОБСЕ и только. Другие, как, впрочем, и Россия,  предоставляют подобные сведения лишь в ООН, для ее Регистра. И хотя уровень прозрачности в вопросах оборонной промышленности, экспортных доходов и военных расходов в нашей стране значительно повысился в последние годы, замечает автор, он еще очень далек от того уровня, который соответствует требованиям времени. И потому сотрудник СИПРИ дает нам несколько советов. Вполне разумных.

В их числе - рассекретить данные о количестве работников, размере прибыли, а так же объеме продаж и экспорта с предприятий, производящих ЛСО. Публиковать периодические отчеты о стоимости, объемах и получателях российских поставок обычных вооружений, включая стрелковые. А так же своевременно предоставлять точную информацию о поставках ЛСО для базы данных ООН и Регистра обычных вооружений ООН.

Зачем это надо? Конечно же, не для шпионских и разведывательных целей. Не для подспорья конкуренции. Дело в том, что в демократическом обществе такая информация позволяет гражданам, другими словами, налогоплательщикам, на деньги которых покупают ЛСО армия, полиция и другие правоохранительные органы, контролировать соответствие подобных поставок внутренним и международным законам, помогает предотвращать перепродажу «стволов», заодно и психически неуравновешенным лицам, а так же неблагополучным государствам. Становится действенным средством в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, улучшает ситуацию в плане национальной безопасности (открытый, доверительный диалог власти с обществом - всегда гарантия такой безопасности - В.Л.)...

Почему я так подробно говорю об этой работе? Какое она имеет отношение к тем событиям, с которых начал свои заметки? Думаю, самое прямое. В разговоре с автором доклада я поинтересовался, на какую сумму продает оружие Россия и на какую США? Он ответил: Россия - на 60-200 млн. долларов (более точные данные закрыты, по тем причинам, о которых мы уже упоминали - В.Л.), а США - на 2,5 млрд. долларов. Сопоставьте миллионы и миллиарды, и вы поймете, откуда у меня такая придирчивость к исследованию.

Меньше всего - это упрек автору. Нет, ни в коем случае. Он взялся изучать российский рынок ЛСО, и добросовестно, в меру своих возможностей это сделал. Спасибо ему за это. Только мне почему-то всегда не хватает параллелей.  Как у нас и как у них. Дело не в ревности и не в подозрительности, даже не в стремлении сравнить нас и их, найти какие-то преимущества. Хочется иметь ориентиры - как положительные, так и отрицательные. Что бы мы ни говорили о наших «Калашах», которыми стреляет весь мир, но американским оружием стреляют и убивают значительно больше. В школах, университетах и даже в НАСА. И тут этой смертельной арифметикой ни нам, ни им гордиться нечем. 

Нет, я не пацифист - смешно подозревать в этом человека, тридцать лет носившего погоны и сорок лет пишущего на военные темы. Но рынок оружия, его производство и потребление нуждается в коррекции, в сторону уменьшения, и в жестком контроле. Во внутригосударственном, общественном и в международном.  Разве не устрашают нас цифры, которые мы все слышим с экранов телевизоров - в США на руках у населения официально числится 250 миллионов стволов, на каждого жителя - по стволу, включая грудных младенцев. В России в розыске 250-300 тысяч стволов. Официально на руках только наградное. А остальное - криминальное, не зарегистрированное. О его количестве можно судить хотя бы по тому факту, что современные киллеры не уносят с собой пистолет или винтовку после использования, как раньше, бросают на месте преступления. Знают, что без «засвеченного» ствола легче, да и замену ему найти - не проблема.

Проблема контроля над производством и рынком оружия не первый год стоит в повестке дня работы ООН. Инициаторы ее страны ЕС и третьего мира. Есть два ведущих государства, которые не поддерживают эту повестку дня. Мы и... да - США. То самое оружейное лобби. Тот самый смертельный бизнес, который надеется, что его продукция будет стрелять куда угодно, в кого угодно, но только не в него.

Так совсем не наивные крупнейшие производители сигарет и других табачных изделий надеются, что вред курения их лично не заденет. Они-то знают, к чему может привести эта пагубная привычка. Но с этой человеческой потребностью ничего не поделать. Знакомые резоны, не правда ли? Подобное мы слышим по поводу второй поправки к Конституции, по поводу технического прогресса, который не остановить...

Но почему-то фабрики по производству сигарет все больше уходят из США и из Западной Европы туда, где с этим попроще. Где налоговый пресс не так чувствителен. Где дешевле рабочая сила, где табачная мафия еще настолько сильна, что может не считаться с общественным мнением. А в самих Соединенных Штатах, как и в некоторых странах ЕС, уже не курят в ресторанах, кафе и общественных местах, в государственных учреждениях и в престижных фирмах, в армии это не приветствуется, заядлые курильщики редко становятся генералами...     

 Может, и с легким и стрелковым оружием так надо поступить? Шаг за шагом, не в противостоянии России и США, а вместе, вместе с другими странами и их общественностью - настойчиво и последовательно выталкивать его из нашей жизни туда, где оно должно быть - в армию и в правоохранительные органы. А остальных обычных и нормальных граждан на всякий случай оградить от риска встречи с безумцами, вооруженными ЛСО.

Не стоит забывать, от двух атомных бомб в августе сорок пятого, в Хиросиме и Нагасаки погибло тогда чуть больше 200 тысяч человек. Легкое стрелковое оружие уносит ежегодно гораздо больше жизней.

Автор - заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала