ТЕГЕРАН, 25 апр - РИА Новости, Станислав Хамдохов. Секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани и Верховный представитель Европейского союза (ЕС) по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана в среду в Анкаре возобновят переговоры по выходу из ситуации вокруг иранского "ядерного досье" и созданию почвы для продолжения переговорного процесса.
Как сообщил накануне МИД Турции, переговоры будут длиться два дня.
Проведение встречи в Анкаре, по данным из турецких дипломатических источников, обсуждали 17 апреля глава турецкой дипломатии, вице-премьер Абдуллах Гюль и его иранский коллега Манучехр Моттаки во время его визита в турецкую столицу. На следующий день турецкий министр сообщил об этом Солане, а также о готовности организовать переговоры у себя при согласии на то сторон.
Положительный ответ верховного представителя ЕС 19 апреля был передан иранской стороне, после чего были окончательно оговорены детали самой встречи, сообщили дипломатические источники в Анкаре.
Новый раунд переговоров Лариджани и Соланы возобновится после того, как в октябре 2006 года Евросоюз фактически признал провал переговоров с Тегераном из-за его нежелания приостановить работы по обогащению урана. ЕС тогда заявил, что поддерживает принятие Советом Безопасности ООН санкций в отношении Ирана. СБ ООН в декабре 2006 года единогласно принял резолюцию 1737, предусматривающую санкции против иранских военных ядерных программ.
После того, как Иран проигнорировал эту и предыдущую резолюции СБ ООН, призывавшие Тегеран ввести временный мораторий на работы по обогащению урана, Совбез 24 марта этого года единогласно принял новую резолюцию 1747, ужесточающую санкции.
В ответ на резолюцию Иран заявил о намерении ограничить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) пока "ядерное досье" Тегерана не будет возвращено из СБ ООН в введение МАГАТЭ.
Кроме того, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад 9 апреля объявил о том, что Иран переходит от научно-исследовательской стадии обогащения урана к промышленному производству ядерного топлива.
Вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде позже признал, что Тегерану потребуется несколько лет для самостоятельного обеспечения ядерным топливом своих атомных электростанций.
"Имея три тысячи центрифуг по обогащению урана, нельзя обеспечить ядерным топливом хотя бы одну АЭС. Необходимо установить на заводе в Натанзе 50 тысяч центрифуг, для того чтобы мы могли сказать, что обладаем потенциалом для обеспечения топливом одной-двух атомных электростанций", - сказал тогда Агазаде.
"Мы перешли на промышленный этап производства ядерного топлива, но для этого нужно обладать большим заводом (для обогащения урана), чтобы мы смогли обеспечивать свои АЭС ядерным топливом - для этого нам потребуется еще несколько лет", - добавил он.
До начала апреля этого года, по официальным данным, в Натанзе работали два каскада по 164 центрифуги. Иранские власти утверждают, что на заводе по обогащению урана в Натанзе под контролем инспекторов МАГАТЭ устанавливаются новые центрифуги. По неофициальным данным, к настоящему моменту в Натанзе установлены 1312 центрифуги, в которые началась подача в небольших количествах газа гексафторида урана.
Главное требование международного сообщества в лице "шестерки" стран-переговорщиков по Ирану (постоянные члены Совбеза ООН и Германия) остается прежним: Тегеран для создания доверия к мирной направленности своей ядерной программы должен ввести мораторий на обогатительные работы.
"Если Иран выполнит ключевую просьбу СБ ООН, чтобы заморозить текущую работу (по обогащению урана), вся деятельность СБ ООН, а также соответствующих резолюций относительно Ирана, будет тут же заморожена тоже", - заявил накануне заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк на пресс-конференции в РИА Новости.
Российский дипломат пояснил, главная причина кризиса - тот факт, что программы по обогащению урана велись в Иране более 18 лет секретно. Затем последовал период открытости, который, однако, не снял озабоченностей международного сообщества.
Однако в Тегеране возможность приостановки обогащения урана даже не рассматривают. "Мы продолжим свою деятельность по освоению мирных ядерных технологий. Остановка или возвращение к прошлому на этом пути не имеют логических оснований. Поэтому нет никаких причин, чтобы Иран вел переговоры относительно нелогичных требований (Запада)", - заявил во вторник официальный представитель правительства Исламской Республики Голямхоссейн Эльхам, комментируя предстоящие переговоры.
В свою очередь Лариджани считает, что в изменившихся условиях после объявления Тегераном о переходе к промышленному производству ядерного топлива, решение проблемы иранского "ядерного досье" требует от Запада новых инициатив. По его словам, Иран готов вести переговорный процесс только относительно недопущения отклонений в его мирной ядерной программе.
"Если переговоры будут носить серьезный характер, то в нынешних условиях выход из ситуации вокруг ядерной проблемы Ирана пойдет на пользу Западу. Если же к переговорам будет притворное отношение (со стороны Запада), и они будут играть с нами в дипломатические игры, переговоры не принесут результата", - убежден секретарь иранского Совбеза.
Солана в преддверие переговоров также заявил, что он не может гарантировать успех его предстоящей встречи в Анкаре с Лариджани.
"У меня нет никаких гарантий, что переговоры завершатся успехом, но нет гарантий, что будет обратный эффект", - сказал Солана.
По его словам, "создалась достаточно зрелая ситуация, чтобы попытаться вновь (вернуться к столу переговоров)".
"Это (встреча) станет возможностью продвинуть процесс переговоров", - считает европейский дипломат.