1901 - в штате Нью-Йорк впервые в мире введены автомобильные номера
В России задолго до автомобилистов с проблемами получения и сохранения номерных знаков столкнулись извозчики. Номера для них были придуманы городскими властями ради удобства регистрации этих представителей частного предпринимательства при получении с них в казну обязательного налога на извоз. В крупных городах местное начальство стало выдавать каждому рассчитавшемуся с фискалами извозчику особый номерной жетон. Во избежание лишних конфликтов с полицией его следовало постоянно носить на видном месте, подтверждая легальность своего бизнеса. В Москве такие номерные знаки извозчикам сначала велено было пришивать на верхнюю одежду - на спину возле самого ворота. Потом правила изменились, и жетоны стали прикалывать на халаты, тулупы и зипуны спереди. Кроме того, «оцифровывали» теперь не только самого водителя, но и его транспортное средство: в комплект добавились две «жестянки» - один номер следовало крепить на «задке» экипажа, другой спереди, на облучке. Эти новшества ввели, чтобы удобнее было отслеживать на улицах каждого ваньку и лихача. Вскоре было велено наемным экипажам иметь в темное время суток зажженный фонарь, на стекле которого изображен регистрационный номер. Правда, столь недешевая конструкция обязательна была лишь для лихачей-«троечников» - тех, кто возил богатых клиентов на тройках, с ветерком. А вот экипажам, приобретенным для личного пользования, вообще никаких номеров не требовалось. Вслед за извозчиками в «номерную кабалу» попали велосипедисты. Первыми в России с 1893 года вынуждены были получать номера петербургские велосипедисты. В 1894 году в Москве вышло постановление, которое гласило: «Каждый, кто получит разрешение на право езды на велосипеде в Москве, снабжается управой номерным знаком, который крепится позади седла. Кроме того, на велосипеде должен быть фонарь с изображением того же номерного знака...». Номера следовало менять ежегодно, заплатив за них внушительную сумму, но получить заветные таблички было не всегда просто. Весной, в самый разгар «обменной страды», запас изготовленных номеров быстро иссякал, и приходилось ждать новых партий по несколько недель. Игнорировать смену номерных знаков было чревато серьезными неприятностями. Первые официальные автомобильные номера были введены в США 25 апреля 1901 года в штате Нью-Йорк. Владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии и адрес и описание их автомобиля и заплатить один доллар за регистрацию. После этого они получали небольшую табличку, на которой были указаны инициалы владельца. В первый год было выдано 954 номера. В России для регистрации «бензиномоторов» на них вешали номера по велосипедному образцу, только увеличенные в 5-8 раз. Власти поспешили также узаконить и световые знаки. Параграф 15-й «Обязательных постановлений о езде на автомобилях по городу Санкт-Петербургу» за 1902 год гласил: «Автомобили должны быть снабжены фонарями, обращенными назад, с написанным на фонарном стекле номером». Повсеместно установили правило ежегодной замены номеров. «Близится 15 марта, когда московские автомобилисты, желающие ездить на машинах, должны представить свои автомобили на техосмотр и получить в городской управе новый номерной знак», - писала газета в 1911 году. Конструкция автомобильных номеров той поры была тяжелой и неудобной. Чтобы закрепить номерной знак на своем авто, его владельцу приходилось проявлять чудеса изобретательности, так как «штатного» места для крепления номерных знаков на машинах в то время еще не было предусмотрено. Шоферам рекомендовалось... привязывать их кожаными ремешками к рессорам передней и задней осей. Рассмотреть при необходимости цифры, изображенные на этих номерных знаках, было трудно. Количество самоходных экипажей на дорогах российских губерний было столь невелико, что для регистрации их вполне хватало трех- и четырехзначных чисел (даже в Москве к 1914 году числилось всего 2200 официально оформленных «бензиномоторов»). Подобная же ситуация сохранилась и в первые послереволюционные годы. Однако позднее в результате автомобильного бума, начавшегося в начале 1930-х годов, на помощь цифрам пришлось подключать еще и знаки алфавита.
1945 - в Сан-Франциско открылась конференция 50-ти государств-учредителей ООН
1945 - в Сан-Франциско (США) открылась конференция 50-ти государств-учредителей Организации Объединенных Наций (ООН); 26 июня был подписан Устав ООН.
Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами. 26 июня 1945 года 51 государство-участник Сан-Францисской конференции, работавшей два месяца, подписали Устав ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. 24 октября 1945 года Устав Организации Объединенных Наций вступил в силу. С 1948 года этот день отмечается как День Организации Объединенных Наций. В настоящее время членами ООН является 191 государство мира. ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие). Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН. В общую систему ООН входят также автономные организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
1952 - родился Владислав Александрович Третьяк
1952 - родился Владислав Александрович Третьяк, выдающийся хоккейный вратарь.
Дебют Владислава Третьяка состоялся в 1969 году в ЦСКА и сборной СССР. После знаменитой серии матчей с канадскими профессионалами (1972) канадцы назвали его «русским чудом». 31 декабря 1975 года участвовал в лучшем матче в истории мирового хоккея ЦСКА - «Монреаль Канадиенс» (3:3). Был вратарем команды ЦСКА (1969-1984) и сборной СССР (1970-1984). Команда с участием Третьяка выиграла 13 чемпионатов страны из 16; сборная СССР трижды победила на Олимпийских играх (1972, 1976, 1984) и 10 раз на чемпионатах мира (1970-1983). За 16 лет спортивной карьеры (1969-1984) Третьяк не пропустил ни одной тренировки. Сыграл 482 матча в чемпионатах СССР и 117 матчей на чемпионатах мира и Олимпийских играх, пять раз признавался лучшим хоккеистом СССР, трижды лучшим хоккеистом Европы, дважды лучшим вратарем на чемпионатах мира. Владислав Третьяк способствовал популяризации хоккея с шайбой, был одним из активистов Всесоюзного клуба «Золотая шайба», проводящего соревнования среди дворовых команд. Был консультантом вратарей клуба НХЛ «Чикаго блэк хоукс». В 1998 году создал Международную спортивную академию Третьяка. Весной 1999 года организовал и провел в Москве детский международный хоккейный турнир. 7 декабря 2003 года избран депутатом Государственной Думы РФ. 25 апреля 2006 года избран президентом Федерации хоккея России (ФХР).
1472 - умер Леон Баттиста Альберти
1472 - умер Леон Баттиста Альберти, итальянский ученый, архитектор, писатель, музыкант, крупный деятель культуры Возрождения.
Леон Альберти родился 18 февраля 1404 года в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 года и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии. Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов. Занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного. По проекту Альберти в 1446-1451 годах Росселлино выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо. В оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады). Он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, шифрам, графологии. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность. Таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии XV века, авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Его литературное наследие Альберти весьма разнопланово: комедия «Филодокс», трактаты «Деифира» и «О преимуществах и тяготах занятия науками», книги диалогов «О семье», трактаты «О статуе» и «О живописи», «Десять книг о зодчестве», трактаты «О праве» и «Первосвященник», «Жизнеописание Св.Потита», аллегорический трактат «Мом, или о государе», «Математические забавы»; к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» и «Домострой».
1842 - родился Федор Никифорович Плевако
1842 - родился Федор Никифорович Плевако, юрист, адвокат, судебный оратор.
Федор Никифорович Плевако - один из известнейших деятелей российской адвокатуры. Окончил Московский университет. Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. Участие во многих уголовных процессах, по тем или иным причинам оказавшимся в эпицентре общественного внимания, сделало его имя широко известным. Получил прозвище «московский златоуст». Вел и крупные политические процессы, в том числе по Морозовской стачке 1886 года. Всегда отстаивал свободу, честь и достоинство человеческой личности, не пренебрегал и защитой простых, как тогда говорили, маленьких людей, блистая на этих процессах своим красноречием ничуть не меньше, чем на громких делах. Остроумие, находчивость, мгновенная реакция на реплики противника, к месту проявленный сарказм - все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор. Половина подсудной России перебывала у него в кабинете. Его слава не угасала до самой его смерти. Это имя знала вся Москва, вся Россия, вся Европа. Для обывательской массы провинциальных углов России Плевако был полумифической фигурой, о которой так много приходилось слышать и которую редко кому приходилось видеть. Но уж если видели и слышали, то неизменно гордились тем, что видели «самого Плевако». Умер Федор Никифорович Плевако 5 января 1909 года.
1907 - родился Василий Павлович Соловьев-Седой, композитор, народный артист СССР
Василий Павлович Соловьев-Седой (настоящая фамилия Соловьев) родился в Петербурге. Свое прозвище маленький Василий получил еще в детстве, когда летом волосы совсем выгорали на солнце и отец ласково называл его седеньким, седым. Дворовым мальчишкам кличка «Седой» понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть. Его мать - уроженка Псковщины - знала множество русских народных песен и любила их петь. Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора. К фортепиано Василия приобщило немое кино. В маленьком кинотеатре «Слон», где крутили фильмы с участием Бастера Китона, Веры Холодной, Василий впервые увидел пианино. Попробовав клавиши, быстро подобрал по слуху «Светит месяц». Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту. Соловьев-Седой занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах, сопровождал уроки гимнастики в художественной студии, а позднее и на радио. Музыкальное образование продолжил в Третьем музыкальном техникуме, где занимался на композиторском отделении вместе с Никитой Богословским. В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию. Впервые Василия Павловича заметили как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен в 1936 году: первой премии удостоили его песни «Парад» на слова А.Гитовича и «Песню о Ленинграде» на слова Е.Рывиной. Песни Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на декаде советской музыки в Москве спела его песню «Гибель Чапаева», Леонид Утесов спел впервые его песни «Служили два друга» и «Казачью кавалерийскую». В годы Великой Отечественной войны написал песни «Вечер на рейде», «Соловьи», «Вася Крючкин», «Давно мы дома не были», «Играй, мой баян», «На солнечной поляночке». В 1943 году был удостоен Государственной премии. В послевоенные годы Соловьев-Седой написал песни для кинофильмов «Небесный тихоход», «Первая перчатка». В 1947 году удостоен второй Государственной премии за песни «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу», «Едет парень на телеге». В творческом наследии В.Соловьева-Седого произведения различных музыкальных жанров - от камерных пьес до симфонических и оперных сочинений, музыка к драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам, но в историю советского искусства он вошел, прежде всего, как автор песен «Вечер на рейде», «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Где же вы теперь, друзья однополчане», «Если бы парни всей земли». В 1965 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве, прозвучала его песня «Подмосковные вечера». Вскоре ее пели во всем мире. Последние годы жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из последних работ В.П.Соловьева-Седого , которую он не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке С.Маршака «Терем-теремок». Василий Павлович Соловьев-Седой умер в ночь на 2 декабря 1979 года. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.