Искусство потому и искусство, что образы его, образы людей, его сотворивших, постигших и постигающих, живут в нашем воображении, в нашей авторской картине мира в обликах надежды, таящей возможность встречи после прощания.
Нине Александровне Дмитриевой, историку и теоретику искусства ( литературы тоже), воспринятому и востребованному читателем, признанному разноликой художественной и научной средой, 24 апреля исполнилось бы 90 лет. Государственная премия Российской Федерации за многократно издававшийся уникальный труд «Краткая история искусств» была присуждена ей уже посмертно (2003).
Её искусство постижения искусства также несло в себе радостную тайну встречи после прощания. Искусство интерпретации она являла в своих работах с неугасающим совершенством и неожиданной новизной. Историю искусства творят художники, но пишут её, формируют историческое знание люди, пишущие об искусстве и по-своему организующие художественное пространство - музейное, выставочное, рыночное.
Что же это за люди? Каково их моральное право, высота ответственности перед Богом и людьми и перед самим искусством? Вопрос изначально не предполагающий исчерпывающего ответа. Но есть редкостные примеры столь праведного служения истине в искусстве, когда кажется, что через слово искусствоведа или писателя об искусстве (в нашем герое это органически сочеталось) говорит само искусство, сама история и говорит чистую правду, не отвергая нашего права думать и чувствовать иначе, судить по-своему. Н.А. Дмитриева из тех немногих искусствоведов, писателей и мыслителей об искусстве, устами которых говорило с людьми само искусство, не отпугивая и не презирая их.
Я не раз встречал Нину Александровну Дмитриеву в залах художественных выставок. И всё же представляю её за ежедневной пишущей машинкой в окружении её героев (мысленно) - персонажей исторической художественной жизни. И не она оглядывает их - они всматриваются в неё. Александр Иванов и Ван Гог, Врубель и Пикассо, Данте и Чехов, обретают себя, свое единство в единстве личности их исследователя и поэта...
В одной из книг Дмитриевой («Изображение и слово») читаем; «Живопись помножает объективную красоту на свою собственную».
Может ли писатель об искусстве нечто прибавить к красоте самого искусства? Иногда может. Нина Александровна Дмитриева - тому пример.
Кого-то из дорогих нам людей мы представляем навсегда молодыми. Кого-то запоминаем в преклонном возрасте или глубокой старости.
Дмитриева будто растворилась в истории искусства, где нет возраста.
Андрей Золотов, профессор, заслуженный деятель искусств, член -корреспондент Российской Академии художеств.