Впервые за много лет в официальный конкурс Каннского кинофестиваля, который пройдет с 16 по 27 мая, было включено сразу два российских фильма: Александра Сокурова и Андрея Звягинцева.
Последний раз такое наблюдалось в Канне тринадцать лет назад, когда в конкурсе 1994 года соперничали "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова и "Курочка Ряба" Андрея Кончаловского. Если заглянуть еще глубже в историю, то в 1987-м в том же Канне господин Михалков представлял Италию с "Очами черными", а господин Кончаловский с фильмом "Скромные люди" - США. В последние годы либо российской картины не было в Канне вообще, либо была одна и обычно подписанная именем Александра Сокурова. Вторым каннским фаворитом считался Павел Лунгин, однако его последние картины не сумели пробиться в Канн, включая чрезвычайно успешный в России "Остров".
В прошлом году российские картины не вошли в основную конкурсную программу. Тем не менее, фильм «977» молодого российского режиссера Николая Хомерики был представлен в рамках программы «Особый взгляд», а в рамках Дня России, были показаны восемь российских лент.
Новый фильм Сокурова «Александра», который он снял по собственному сценарию, рассказывает о женщине (ее сыграла знаменитая оперная певица Галина Вишневская), приехавшей в действующую военную часть под Грозным, чтобы навестить своего внука-офицера.
Сам режиссер Александр Сокуров удивлен тем вниманием, которое отборщики Каннского фестиваля проявляют к его фильмам.
"Мои фильмы находятся в стороне от больших фестивалей и коммерческих задач и по определению не должны привлекать внимание таких кинофорумов. И мне остается только удивляться, что моя работа уже в пятый раз будет участвовать в Каннском фестивале", - сказал Сокуров.
"Картина "Александра" - одна из наиболее важных работ в моей жизни, определенный этап. Этот тот самый случай, когда потребность сделать фильм о добрых взглядах, добрых лицах совпадает с горячим желанием сохранить для истории великий дар этой актрисы, по-настоящему народной, по-настоящему российской. Очень много жду от этой картины для освобождения души. Очень надеюсь на эту работу", - заключил режиссер.
Вторая русская картина конкурса - "Изгнание" Андрея Звягинцева - экзистенциальная драма с участием Константина Лавроненко, Александра Балуева и шведки Марии Бонневи.
Создатель "Криминального чтива" привезет в Канн ужастик про зомби "Доказательство смерти". Знаменитый гонконгский режиссер Вон Кар-Вай представит свой первый англоязычный проект "Мои темные ночи" - мелодраму о женщине, которая отправляется в путешествие по Америке, чтобы узнать, что такое любовь. Эмир Кустурица пошлет во Францию "Завет" - драму о молодом человеке, которому отец велел отправиться в Белград и привезти оттуда жену. Автор "Слона" и "Последних дней" Гас Ван Сент в очередной раз затронет тему смерти: в его "Параноидальном парке" скейтбордист случайно убивает охранника. Не обойдется без мертвецов и фильм братьев Коэн "Старикам здесь не место", герой которого неожиданно обнаруживает несколько трупов, миллионы долларов и героин. А автор "Бойцовского клуба" и "Семи" Дэвид Финчер и вовсе сделал заглавным героем Зодиака - серийного убийцу, в 1960-х годах терроризировавшего Сан-Франциско.
Сегодня российское кино с трудом пытается вернуть утраченные позиции. Однако ни общий экономический подъем в отечественной киноиндустрии, ни появление в ней новых модных имен до сих пор существенно не меняли политики Каннского фестиваля по отношению к России.
По словам каннского эксперта Жоэля Шапрона, который делает предварительную селекцию российских фильмов, имидж российского кино на Западе, "к сожалению, такой же, как и 20-30 лет назад". "Мы выросли на советском авторском диссидентском кино".
"Появление российских лент в конкурсе свидетельствует о подлинном возрождении российского кино", - сообщил художественный директор фестиваля Тьерри Фремо.
И все же два фильма в каннском конкурсе парадоксальным образом символизируют "русский прорыв".