Анатолий Горев, финансовый аналитик для РИА Новости.
На российском банковском рынке состоялась очередная мега-сделка - бельгийская финансовая группа KBC объявила о приобретении 92,5% акций Абсолют-банка. Условия соглашения явно должны внушить оптимизм тем национальным банкам, которые рассматривают вопрос о своей полной или частичной продаже иностранным инвесторам. По предварительной информации, KBC купил «Абсолют» без малого за миллиард долларов США. Эта сумма почти в 4 раза превышает величину собственного капитала российского банка.
На первый взгляд, подобная «расточительность» бельгийской финансовой группы может показаться странной. Ведь речь в данном случае идет не о банке из «первой десятки», и не о специализированной структуре, занимающей ключевые позиции на рынке ипотеки или, скажем, потребительского кредитования. По некоторым оценкам, на 1 января 2007 года величина собственного капитала Абсолют-банка соответствовала 32-ому месту и составляла 7,2 млрд. рублей ($280 млн - при курсе 26 руб. за доллар). По сумме чистых активов за банком 25-е место (66,9 млрд. рублей или 2,57 млрд. долларов). Довольно неплохие финансовые результаты, однако они одни не объясняют, почему KBC согласился заплатить за российский банк почти четыре «капитала», в то время, как по итогам 2006 года «премия», которую получали бывшие владельцы при продаже своих банковских активов, обычно составляла 2,7-3 раза к капиталу.
Конечно, объяснение может быть простым: мол, бельгийская группа не стала мелочиться, потому что денег у нее хватило бы не только для покупки Абсолют-банка, но и для приобретения более крупной российской финансово-кредитной структуры. KBC является второй по объемам бизнеса финансовой организацией в Бельгии, активы которой на конец 2006 года составляли 325,4 млрд. евро. Однако не секрет, что европейские банкиры умеют хорошо считать деньги, и вряд ли они стали бы покупать российский банк с таким высоким коэффициентом к капиталу просто потому, что могут себе позволить любую покупку, раз захотелось. Во всяком случае для сдержанных бельгийцев это явно не характерно.
Можно предположить, что решение KBC обусловлено несколькими факторами. Во-первых, перед бельгийским банком явно стояла дилемма: как с наименьшими потерями «зайти» на российский банковский рынок, где уже сейчас царит достаточно жесткая конкуренция, и где за клиентов - частных лиц - борются не только российские финансовые структуры, но и «дочки» иностранных банков. Заход с «чистого листа» или, как говорят на рынке недвижимости, с «нулевого цикла», в такой ситуации является очень затратным. Заход через приобретение российского банка, конечно, тоже дело недешевое, но все-таки более выгодное. Хотя бы потому, что в распоряжении «варяга» в этом случае оказывается действующая сеть отделений и клиентская база, которые за предыдущие годы сумел создать приобретаемый банк.
Второй момент. По странному, но, вероятно, не случайному стечению обстоятельств KBC выходит на российский рынок одновременно со своим главным конкурентом в лице бельгийского банка Dexia. Понятно, что бороться за клиентов им придется не только между собой, но и с многочисленными другими участниками рынка. Однако, с имиджевой точки зрения, очень приятно обойти именно своего извечного соперника - и, судя по всему, пока KBC это удалось за счет приобретения, пусть не самого крупного, но все-таки весьма заметного банка на российском рынке.
Третий момент. По словам экспертов, на решение KBC заплатить весьма высокую цену за Абсолют-Банк косвенно могли повлиять прогнозы о грядущем первичном размещении акций второго по величине российского банка - ВТБ. Этому IPO наблюдатели пророчат колоссальный успех. После его проведения интерес к российским банкам со стороны иностранных инвесторов может взлететь до рекордных высот. Логика неумолима: взлетит интерес - взлетят и цены на пакеты акций большинства российских структур, даже если по масштабу деятельности и финансовым результатам им очень далеко до ВТБ.
Так что условия сделки между бельгийской финансовой группой и Абсолют-банком - вовсе не аттракцион неслыханной щедрости, а результат весьма прагматического расчета. Однако, в любом случае, бывшие владельцы Абсолют-банка не просто довольны, а очень довольны тем, как завершились для них переговоры о продаже своего банковского бизнеса. Довольны и те российские финансовые структуры, которые не исключают для себя частичной или полной продажи иностранным стратегическим инвесторам. По оценкам экспертов, «премии» при продаже наших банков будут в 2007 году расти, так что коэффициентом на уровне 3,8 раза к капиталу уже вряд ли кого-нибудь удивишь. И эта тенденция роста стоимости банков будет общей для рынка - коснется она и финансовых организаций из «первой сотни» по величине активов, и банков поменьше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции